Вид на Степанакерт/Ханкенди, административный центр Нагорного Карабаха. © 2016 Thomas Koerbel/picture-alliance/dpa/AP Images
Международное гуманитарное право обязывает все вооруженные силы, принимающие участие в военных действиях в Нагорном Карабахе «всегда и всюду» проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами, заявила сегодня Human Rights Watch. Международная правозащитная организация напоминает, что все стороны должны соблюдать безоговорочный запрет преднамеренных и неизбирательных нападений на гражданское население.
Утром 27 сентября 2020 г. произошла резкая эскалация вооруженного противостояния между Арменией и Азербайджаном в отношении Нагорного Карабаха. Армения и де-факто власти НКР заявили об атаке азербайджанских сил. В Баку сначала звучала версия об оборонительных действиях, однако позднее было заявлено, что «продолжаются решительные контрнаступательные операции, проводимые нашей армией для освобождения оккупированных земель от врага». В СМИ обеих стран сообщается о продолжающихся боях вокруг Нагорного Карабаха и на армяно-азербайджанской границе.
«Все стороны должны помнить о том, что преднамеренные нападения на гражданских лиц – это серьезное нарушение международного гуманитарного права, другими словами – военное преступление, – говорит Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Это применимо даже к тем ситуациям, когда одна из сторон отвечает противнику на его неизбирательные нападения».
Поступает множество сообщений о потерях среди военнослужащих и гражданских лиц, однако проверить их достоверность на данный момент не представляется возможным. Азербайджан заявляет о 10 погибших и 30 раненых гражданских лицах, данные о потерях среди военнослужащих не приводятся. Военные непризнанной НКР сообщают о как минимум 80 убитых военнослужащих, а также о 5 погибших и около 30 раненых гражданских.
В Армении и Азербайджане объявлены военное положение и частичная или полная мобилизация. В Азербайджане с 21:00 действует комендантский час, 27 и 28 сентября ограничивался доступ в интернет, в том числе для соцсетей и мессенджеров. В обеих странах существует законодательство, ограничивающее освещение конфликта информацией из официальных источников.
Все стороны должны придерживаться фундаментального принципа международного гуманитарного права, который обязывает при любых обстоятельствах проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами и между военными целями и гражданскими объектами. Запрещаются также неизбирательные нападения, в том числе такие, последствия которых для гражданского населения были бы несоразмерны искомому конкретному военному преимуществу.
Истоки вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном уходят в эпоху заката СССР, когда населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах, который тогда был Нагорно-Карабахской автономной областью Азербайджана, заявил о намерении присоединиться к Армении. Столкновения на этой почве в итоге переросли в полномасштабную армяно-азербайджанскую войну, которая завершилась прекращением огня в 1994 г., после чего этнические армянские силы получили контроль над Нагорным Карабахом и окружающими районами (так называемый «пояс безопасности»), включая прямой выход к территории Армении.
В ходе боевых действий погибли десятки тысяч человек, более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. Азербайджанцы бежали из Армении, Нагорного Карабаха и соседних районов; армяне – из Азербайджана. Human Rights Watch задокументировала нарушения всеми сторонами международных норм о правах человека и гуманитарного права.
Нагорно-Карабахская Республика провозгласила независимость в 1991 г., но до сих пор не признана ни одним из государств-членов ООН и ни одной из многосторонних организаций. Де-факто власти Нагорного Карабаха все эти годы в большой степени зависели от политической, экономической и военной поддержки со стороны Еревана.
С 1994 г. армянские и азербайджанские силы разделены линией соприкосновения, однако никаких миротворческих сил на этой линии нет, и каждый год в результате частных перестрелок десятки человек с обеих сторон погибают или получают ранения. Периодически происходит обострение ситуации. С 1992 г. политическое урегулирование конфликта формально осуществляется в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Франция, Россия и США, но никаких ощутимых подвижек за все это время не достигнуто.