Russian English

Украина: Кто и почему хочет отменить "закон Савченко"

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков призвал Верховную Раду отменить "закон Савченко", сообщает Gazeta.ua.

"Обращаюсь к парламентариям, и прошу, и требую - надо немедленно вмешаться и изменить действие этого закона, - написал он в Facebook. - Мы не можем себе позволить быть либеральными к совершающим тяжкие преступления людям - это подрывает основы безопасности в обществе и провоцирует рост преступности".

Главы МВД приводит цифры: по "закону Савченко" освобождены 8,2 тыс. заключенных. 785 из них снова совершили преступления: 22 умышленных убийства, 10 изнасилований.

24 декабря 2015 года вступил в силу закон о внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания. Его соавтором является народный депутат Надежда Савченко. Закон предусматривает, что один день в СИЗО засчитывают как два дня заключения - в случае обвинительного приговора. Ходатайство к суду пишет осужденный, его родственники или защитник. Его должны рассмотреть в течение 2 недель со дня получения.

17 января 2016 года из тюрьмы вышел экс-председатель Львовского апелляционного суда Игорь Зварыч. 2011-го его за взятки и другие преступления приговорили к 10 годам тюрьмы с конфискацией имущества.

7 апреля выпустили экс-нардепа Виктора Лозинского. Он должен был отсидеть 10 лет - за умышленное убийство жителя Голованевского района Кировоградской области Валерия Олийныка. Осужден в 2011-м.

Суд освободил из-под стражи организатора аферы "Элита-Центр" Александра Шахова. Он внес 384 млн грн залога и сбежал из-под домашнего ареста. С сентября 2004 года по февраль 2006-го Шахов с напарниками присвоили 383 млн грн. От строительной аферы "Элита-центр" в Киеве пострадали 1693 человека.

24 июня из-под стражи вышел Андрей Слюсарчук - Доктор Пи. Слюсарчука знали как нейрохирурга. Он оперировал людей, читал лекции. На самом деле имел специальность штукатура и сапожника. Остальные дипломы подделал. Использовал гипноз. Ему дали 8 лет тюрьмы за незаконную врачебную деятельность, два убийства по неосторожности и мошенничество. Отсидел 4 года и 7 месяцев. Перерасчет по "закону Савченко" дал 6 лет и 10 месяцев. Еще 14 месяцев будет отбывать в условно-досрочном освобождении.

Следует отметить, что в Украине около 70 тыс. заключенных. 16 тыс. задержанных ждут приговора суда в СИЗО. 8,2 тыс. освобождены по "закону Савченко". 34 тыс. должны выйти по этому закону в течение года. 785 из числа уволенных - повторно совершили преступления.

Вор и насильник должны сидеть в тюрьме. Об этом 21 сентября заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Правительство предлагает усилить уголовный розыск и внести изменения в "закон Савченко".

По словам Гройсмана, необходим ряд решений парламента в части усиления ответственности за ограбления, кражи, разбойные нападения и другие тяжкие преступления. "Очевидно, что и законодательство, которое недавно было принято Верховной Радой, нуждается в изменениях. Я считаю, что это была ошибка, которую мы должны исправить", - сказал премьер.

Неделей раньше замглавы Нацполиции Вадим Троян в соцсети написал: "закон Савченко" надо срочно менять - число убийств растет. "Одна цифра пугает больше всего - вышедшие на свободу совершили 22 убийства. Пока Верховная Рада не внесет изменения и такие лица будут выходить на волю досрочно, до тех пор мы будем подвергаться опасности. Ведь для контроля всех, кто покидает места лишения свободы по "закону Савченко", полиция не имеет ни человеческих, ни материальных ресурсов. А такие люди крайне редко становятся на путь исправления", - написал Троян. Он считает, что надо определить категории преступников, на которых этот закон не будет распространяться - убийц, насильников, рецидивистов.

В июле отменить "Закон Савченко" требовали родители убитых детей Винницкой области. В городе Ладыжин мужчина, освобожденный по "закону Савченко", изнасиловал и убил двух женщин. До этого он отбывал 10-летний срок за изнасилование и убийство.

"Во время принятия этого закона мы занимались подменой понятий, - считает советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк. - В эйфории, учитывая пребывание Надежды Савченко в российской тюрьме, решили уравнять всех под один стандарт. Этот закон, как минимум, должен быть пересмотрен, а как максимум — отменен. И это нужно делать немедленно".

"Закон Савченко" откровенно популистский, считает адвокат Владимир Лебедев. "Человек в следственном изоляторе будет всячески затягивать рассмотрение дела. Он знает, что после приговора суда будет отбывать уменьшенное наказание", - говорит Лебедев в комментарии "24 каналу".

Уровень преступности вырос и будет расти, добавляет бывший председатель Государственной пенитенциарной службы Сергей Старенький: "Ведь на волю выходят люди, не подготовленные к этому. Если осужденный выходит в плановом порядке, то готовится какая-то база - место работы, жительства. Тем, кто освободится нужно что-то есть, чем заниматься".

Следствие должно быть мотивированно максимально быстро вести расследование по тем делам, где они кого-то уже посадили в СИЗО. Так объясняет суть закона на канале "112.ua" адвокат Илья Новиков. Он был защитником Надежды Савченко в России и помогал ей в работе над законопроектом.

"Следствию нельзя давать такие расслабленные условия, когда сажаешь человека в СИЗО и на полтора года о нем забываешь. Следствие должно быть мотивировано быстро вести расследование.

Аваков говорит, что из 8 тысяч человек, отпущенных по закону Савченко, около 800 совершили новые преступления. Но это средний показатель рецидива по Украине. Он никогда не опускается ниже 10 процентов. Это повод менять не этот закон, а пересмотреть другие статьи Уголовного кодекса и ввести повышенную ответственность за рецидив. В Америке во многих штатах третье преступление - не зависимо от того, насколько оно серьезное — означает длительное заключение. Потому что человек доказал своим поведением, что ему не место на свободе.

Кроме того, эти 8 тысяч людей копились в тюрьмах годами. И их выпустили единовременно - когда закон вводили в действие. Это не значит, что каждый год будет давать такой же урожай. Это проблема переходного периода.

В СИЗО сажают людей до приговора — которые не признаны виновными. Но здоровыми после года или двух в СИЗО люди не выходят", - говорит Новиков.

"В Лукьяновском СИЗО такие условия, что там надо считать один день за пять", - рассказывает правозащитник Виталий Запорожец: "В камере на 40 человек сидело 80. Дежурили, чтобы за сутки трое на нарах поспали. По восемь лет ребята ждали приговора. Зэки все-таки люди. Нельзя допускать, чтобы они гнили между крысами и ели помои. Нечеловеческие условия содержания - основная причина, зачем разрабатывали и принимали "закон Савченко".

"Выходить на свободу будут в первую очередь те, кто долго находился в СИЗО, - говорит Борис Захаров, руководитель Адвокационного центра Украинского Хельсинкского союза по правам человека. - Среди освобожденных действительно будет много людей, которые совершили тяжкие преступления. Но среди них будет и немало тех, против кого сфабриковали дела, кого пытали в СИЗО ". Об этом пишет "24 канал".

"Громче всего о недостатках этого закона кричат представители пенитенциарных служб и той административной машины, которая управляет в СИЗО. Но статистике, которую приводит пенитенциарная служба, можно противопоставить статистику смертности и заболеваний в следственных изоляторах, - говорит юрист Вольга Шейко. - В СИЗО попадают различные категории преступников. Некоторым людям оно может поломать жизнь".

"Закон Савченко - едва ли не единственный способ заставить проводить следствие в разумные сроки, и предусматривает компенсацию за неразумные, - считает адвокат Артем Орел. Об этом он завил в эфире радиостанции "Голос столицы". - Другого выхода сейчас нет, потому что в уголовно-процессуальном законе разумные сроки не определены".

Адвокат-правозащитник из Украинского Хельсинкского союза Аркадий Бущенко напоминает: в Украине регулярно происходят амнистии. На свободу выходят воры, грабители, мошенники:

"Все эти люди, которых сейчас освобождают по "закону Савченко", тоже рано или поздно вышли бы из колоний. Полиция неправильно расставляет акценты. Она считает, что чем дольше человек сидит, тем меньше у нее проблем. А нужно думать, как контролировать преступность, в том числе склонных к рецидиву бывших заключенных".

"В тюрьме - половина невиновных. Закон нужен, чтобы следователи не вешали на людей всех собак. Не можешь доказать - не надо мучить в СИЗО. Поверьте, закон правильный", - сказала Надежда Савченко на пресс-конференции в конце мая.

Она задумывала этот закон "как метод ускорения для честной и эффективной работы следствия, чтобы люди не сидели по 8 лет в СИЗО без суда и следствия, пока кто-то там думает, как лучше сфабриковать дело и засадить невинного человека, чтобы показать высокие показатели раскрываемости преступлений и видимость эффективной работы следствия".

В газете "Зеркало недели" Надежда Савченко вместе с однопартийцем Иваном Крулько опубликовали статью "Мифы "Закона Савченко".

Его авторы изучили десятки писем от людей, которых незаконно в течение многих лет держат в СИЗО без вынесения приговора. Условиях содержания в таких "заведениях" противоречат базовым правам человека.

Один из мифов — что из тюрем массово выйдут убийцы и насильники — развенчивают так: "Во-первых, закон не предусматривает освобождения. Только перерасчет наказания с учетом времени предварительного заключения в соотношении "два к одному".

Во-вторых, в уголовном кодексе есть и условно-досрочное освобождение, и смягчение приговора. Осужденный за убийство до 14 лет может выйти, не отбыв и 1/4 наказания - через 3,5 года.

Но в украинских реалиях система "смягчения" является коррупционным фактором: ведь администрацию надо "стимулировать". А "закон Савченко" обязывает суд пересчитать срок наказания, независимо от обстоятельств.

Для многих граждан "закон Савченко" стал единственным шансом оказаться на свободе после многих лет издевательств в СИЗО. Вот несколько фамилий: Ростислав Кишеня, Андрей Бац, Виталий Прокопович, Роман Панькив, Руслан Ярош. Эти люди содержались в СИЗО без приговора суда по 8 лет. Кирилл Балуш, Михаил Строцкий - 11 лет. Андрей Костирко - 12,5 года. Их вина не доказана", - говорится в публикации.

В Раде зарегистрирован законопроект №4032 депутатов Борислава Березы и Игоря Луценко. В закон о пересчете срока содержания в СИЗО предлагают внести правку - исключить эту норму для лиц, отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления.

"Перед законом все равны - и подозреваемый в убийстве, и мелкий вор. Если принять эту норму, получается, что одна категория преступников получит поощрение за пребывание в плохих условиях, другая - нет. А это нарушение признака равенства, - отмечает адвокат Игорь Стуканов.

Он подчеркивает, что депутатам также придется решить, как обойти норму Конституции, которая запрещает вносить изменения в законы, если они сужают содержание и объем существующих прав и свобод, пишет "Комсомольськая правда в Украине".

Адвокат Ирина Кузина считает, что такое изменения только усугубит алогизм "закона Савченко", создаст парадокс "в квадрате".

"Принятием "закона Савченко" государство признало ненадлежащими условия предварительного заключения, то есть признало нарушение Конвенции о защите прав человека в отношении содержащихся под стражей до приговора. Принятием законопроекта №4032 государство говорит: "Ну, хорошо, подозреваемые по тяжким и особо тяжким преступлениям могут и потерпеть нечеловеческие условия".

"Надо внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, - говорит бывший председатель Государственной пенитенциарной службы Сергей Старенький в интервью gazeta.ua. - Установить максимальный срок рассмотрения дела в суде. Например, за тяжкое преступление - не более шести месяцев. За особо тяжкое - максимум год. Не рассмотрели — освобождайте.

Второй путь - установить персональную ответственность за затягивание сроков следствия. Финансовую, уголовную или дисциплинарную. Тогда следователи не будут передерживать людей в СИЗО. Надо бить по тому, кто нарушает закон. А не компенсировать уже нарушенное право".

"Много помещений СИЗО построены в 1960-е годы. Исключение - новый корпус в Лукьяновском СИЗО: заведение на несколько блоков, где люди содержатся в нормальных условиях, но остальные 98 процентов находятся в гораздо худших, - говорит в комментарии газете "День" эксперт Харьковской правозащитной группы Александр Павличенко. - Нужна реформа пенитенциарной и судебной системы. Государство должно быть готовым, что такие люди выходят. Это проблема не "закона Савченко", а системы, которая должна сделать так, чтобы эти люди не совершили преступлений снова".

Страна: