Последователь религиозной организации «Слово жизни» Ашот Мкртчян (имя изменено), вопреки своей воле, был вынужден во время службы в армии читать молитвы вместе со священником Армянской апостольской церкви, сообщает Medialab.am.
«Когда заподозрили, что я исповедую другую веру, меня отвели к командиру, заставили отступить от веры. Стали издеваться надо мной, пригрозили, что если я не буду участвовать в ежедневных молитвах священника нашей части, будет плохо», – рассказал военнослужащий.
Сайт отмечает, что служба священнослужителей Армянской апостольской церкви в армии создает проблемы для последователей иных религиозных организаций.
Несмотря на то, что, согласно 26-й статье Конституции Армении, «каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания», и свобода религии и выражения убеждений может ограничиваться только законом – в случае военного положения, при угрозе конституционному порядку, – тем не менее, правозащитники отмечают, что служащие в армии священнослужители осуществляют цензуру религии. Заметив, что есть выпавшие из паствы, они начинают проводить с молодыми людьми «воспитательные работы», заставляя молиться вместе с ними.
Священнослужители объясняют это попыткой «вернуть» военнослужащих-членов различных религиозных организаций.
Председатель Хельсинкского комитета Армении, правозащитник Аветик Ишханян заявил в беседе с «Медиалаб», что в ХХI веке в школе и армии Армении появился клерикализм. «В армии не должно быть служителя Армянской апостольской церкви, который постоянно молится. Считаю неприемлемым в ХХI веке приход в Армению клерикализма и ориентирование на средневековье. По их мнению, религиозные организации вносят раскол в нацию, я бы сказал противоположное: своей деятельностью они наносят вред нашему единству. Совершенно не имеет значения, является человек атеистом или исповедует какую-то веру, все они армяне. Они не проводят в армии пропаганду, одностороннюю пропаганду в армии проводит Армянская Апостольская церковь посредством священника», – сказал Ишханян. [2,4% населения или 85 000 человек являются представителями нацменьшинств].
Также правозащитник напоминает случай, когда атеиста заставили молиться в армии.
«Предположим, я неверующий, но люблю свою родину, в отличие от детей многих чиновников, я служил в армии, не уклонялся от службы, меня заставляют молиться и целовать крест. Что это за отношение? Это способ унижения человека. Заставляют идти наперекор своим убеждениям и вере, попирают права. Возвращаемся ли мы в средневековье, если осуществляется цензура веры?», – отмечает правозащитник.
В отличие от Ишханяна, директор «Реабилитационного центра помощи пострадавшим от деструктивных сект» Александр Амарян заверил: «Сектанты проповедуют в армии».
По его словам, молодые люди иного вероисповедания пытаются привлечь к своей религиозной структуре людей и во время службы в армии проводят пропаганду. Амарян утверждает, что ему известно о подобных случаях.
Бывший военнослужащий Ашот Мкртчян, однако, говорит, что в армии и он, и последователи других религиозных организаций старались сделать так, чтобы руководство военчасти не узнало об этом.
«Как только узнавали, что кто-то исповедует другую веру, заставляли молиться со священником. В этих условиях о пропаганде не может быть и речи, в армии я и не думал об этом», – сказал он.
Руководитель центра «Сотрудничество ради демократии» Степан Даниелян отмечает, что молодые люди, подвергающиеся давлению по религиозным и другим причинам, стараются об этом не заявлять.
«Есть опасность, что в случае жалобы могут оказать давление, также опасаются, также друзья могут начать игнорировать их, так как они отрицательно расценивают вынос внутренней информации, поэтому военнослужащие предпочитают молчать», – заявил Даниелян.
По сути, в армии, продолжает он, священники ААЦ проходят альтернативную службу, так как служат не с оружием, не осуществляют службу на боевых позициях.
«Причина заключается в том, что церковь пытается взять на себя определенную роль в школах, армии и других местах, то есть придумывает себе дело, чтобы оправдать свое существование. Церковь переживает кризис, не может найти свое место в общество и поэтому придумывает такие дела», – сказал он.