Russian English

Правозащитники просят ВОЗ прокомментировать эпидемию COVID-19 в Туркменистане

Представители туркменских правозащитных организаций Туркменский Хельсинкский Фонд, Демократический Гражданский Союз Туркменистана, Ассоциация Независимых Юристов Туркменистана, Turkmen.News и Туркменская Инициатива по Правам Человека обратились к главе Европейского регионального бюро ВОЗ Хансу Клюге с открытым письмом.

Несмотря на официальные заявления туркменского правительства о том, что коронавируса в Туркменистане нет, в стране сложилась тяжелая эпидемиологическая ситуация: больницы переполнены, значительно выросла смертность населения, больным со всеми признаками COVID-19 ставят диагноз «пневмония», а врачи боятся делиться информацией о болезни.

Озабоченные сложившейся ситуацией в Туркменистане правозащитники просят Клюге разъяснить позицию ВОЗ по этому вопросу, а также публично обратиться к туркменскому правительству и напомнить ему об обещании предоставить биологические материалы больных с симптомами коронавируса для независимых лабораторных исследований.

Приводим полный текст обращения.


Уважаемый г-н Клюге!

От имени представителей гражданского общества Туркменистана просим считать это письмо открытым обращением к Вам лично и к вашей организации, на которое ожидаем ответа.

Мы выражаем серьезную озабоченность тем, что Правительство Туркменистана до сих пор отрицает наличие COVID-19 в стране и скрывает масштабы заболеваемости и смертности населения.

По данным из неофициальных источников, в основном от медицинских работников, коронавирус в Туркменистане есть, и в настоящее время идет очередная волна его распространения. Нам известны фамилии десятков человек, которые имели все симптомы COVID-19 и предположительно умерли от последствий заражения коронавирусной инфекцией. Мы уверены, что умерших от COVID-19 намного больше, однако причину смерти от коронавируса не удается подтвердить, так как родственники и медицинские работники боятся делиться информацией. Также отсутствуют объективные заключения о причине смерти больных.

Но, несмотря на массовый характер госпитализации граждан с диагнозом «пневмония», власти Туркменистана до сих пор не признают наличие эпидемии COVID-19, хотя требуют от граждан носить маски, соблюдать социальную дистанцию и гигиенические нормы. Введение этих мер в 2020 году туркменские власти объясняли пылью, поднимающейся ветром с высохшего дна Аральского моря. Заметим, что о «смертоносной пыли с Арала» не сообщали и не сообщают правительства Казахстана и Узбекистана, на чьих территориях это море находится. В СМИ Туркменистана так же нет никакой информации о COVID-19 и рисках для граждан Туркменистана, связанных с возможностью заражения, заболеваемостью и смертностью от коронавирусной инфекции.

Мы убеждены, что именно отрицание с 2020 года органами государственной власти Туркменистана пандемии COVID-19, запрет на свободу распространения и получения информации, практикуемый в нашей стране, предопределили неосведомленность граждан о грозящей опасности. Эти причины и стали одними из основных в нарастающей динамике заболеваемости и смертности населения от COVID-19. 

По сообщениям многочисленных источников, больницы в столице страны и в регионах переполнены. У большинства людей нет денег на стационарное лечение. Пациентов, не имеющих средств, отправляют обратно, со схемой лечения на дому. Местные власти выделяют земли под расширение имеющихся кладбищ или создание новых.

Турецкими специалистами подтверждена версия, что смерть сотрудника Посольства этой страны Кемаля Учкуна в июле 2020 года в Ашхабаде была связана с COVID-19. Практически все зарубежные дипломатические представительства в Туркменистане временно приостановили свою работу и личный прием граждан, что является косвенным подтверждением широкого распространения коронавируса в стране.

В июле 2020 года представители ВОЗ, после длительных согласований с туркменским правительством, были допущены в страну. Но власти Туркменистана преднамеренно предложили ВОЗ такую программу, которая, к сожалению, не способствовала получению объективного заключения ВОЗ о реальной ситуации с COVID-19 в стране. Хотим так же напомнить, что правительство Туркменистана до сих пор, несмотря на обещание, данное в 2020 году ВОЗ, так и не предоставило биологические материалы больных в Туркменистане для экспертизы в независимых лабораториях.

Господин Клюге,

ВОЗ – часть авторитетной международной организации и мы не сомневаемся, что вы и ваши сотрудники достаточно хорошо осведомлены о происходящем в Туркменистане в части пандемии COVID-19, так как ВОЗ имеет Постоянное представительство в нашей стране.

Считаем необходимым официальное и публичное обращение ВОЗ к Туркменистану в части выполнения следующих положений Устава ВОЗ:

• «Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера в области здравоохранения».

• «способствовать созданию во всех странах осведомленного в вопросах здравоохранения общественного мнения»

Считаем необходимым официальное и публичное обращение к правительству Туркменистана в части выполнения обещания об экспертизе биологических материалов больных в Туркменистане в независимых лабораториях, как важного шага на пути признания Туркменистаном пандемии COVID-19 на своей территории.

Уверены, что только так можно начать эффективную борьбу с COVID-19 в нашей стране и, используя международную помощь организуемую ВОЗ, спасти жизни тысяч наших соотечественников.

В надежде прочитать ответ с вашим мнением и разъяснением позиции ВОЗ по данной теме.

С уважением,

Бегмедова Таджигуль, Turkmen Helsinki Foundation

Мамедов Вячеслав, Democratic Civil Union of Turkmenistan

Мисриханов Тимур, Turkmenistan Independent Lawyers Association (TILA)

Мятиев Руслан, Turkmen.News

Тухбатуллин Фарид, Turkmen Initiative for Human Rights