В Туркменистане насильственному исчезновению подверглись десятки людей, о некоторых из них ничего не известно уже более десяти лет, пишет «Фергана.Ру». Об этом 29 августа, накануне Международного дня жертв насильственных исчезновений, заявила коалиция правозащитных организаций, объединившихся вокруг кампании «Покажите их живыми!». Она считает, что туркменские власти должны незамедлительно проинформировать родственников исчезнувших людей об их судьбе и местонахождении и позволить им связаться с близкими.
Большинство жертв насильственных исчезновений были приговорены к длительным срокам лишения свободы в конце 1990-х и начале 2000-х годов в ходе нескольких волн массовых арестов и несправедливых судебных процессов по сфабрикованным обвинениям. Во многих случаях родственники с тех пор не получали от властей никакой информации. Многие из пропавших ранее занимали государственные должности, а потом впали в немилость у тогдашнего руководства страны.
«После более чем десятилетнего молчания властей Туркменистана множество родственников людей, подвергшихся насильственным исчезновениям, даже не знают, живы ли их близкие, — отмечает Кейт Уоттерс, директор одного из участников кампании — американской некоммерческой организации Crude Accountability, занимающейся вопросами прав человека и экологическими правами в прикаспийском и причерноморском регионах. — Власти должны положить этому конец и, как минимум, сообщить родственникам людей, которых они посадили в тюрьму, живы их близкие или умерли».
Правительства и международные организации всего мира должны оказать давление на власти Туркменистана, чтобы те, наконец, прервали молчание, заявили участники кампании. Власти Туркменистана должны позволить заключенным беспрепятственно и постоянно видеться с родственниками, адвокатами, представителями соответствующих независимых органов, включая Международный комитет Красного Креста и экспертов ООН.
«За год с начала кампании несколько государств, межправительственные организации, жители Туркменистана и многих других стран поддержали наш призыв восстановить в основных правах людей, подвергшихся насильственным исчезновениям, и их близких, — сообщил Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека — российской организации, присоединившейся к кампании. — Теперь пришло время действовать туркменским властям».
Коалиция отмечает, что в Туркменистане - один из самых репрессивных режимов в мире, страна практически закрыта для независимого наблюдения. Свободы СМИ и вероисповедания сильно ограничиваются, а правозащитники и прочие активисты все время живут под угрозой карательных мер со стороны властей, которые используют тюремное заключение как инструмент политического возмездия.
Родственники людей, ставших жертвами насильственных исчезновений, с момента их ареста и суда не получают никакой официальной информации о судьбе, местонахождении и здоровье своих близких. Власти не позволяют им ни переписываться, ни видеться. В некоторых случаях в порядке коллективного наказания родственники заключенных были также арестованы либо уволены с работы, лишены имущества и возможности ездить за рубеж.
Большинство из тех, кто подвергся насильственным исчезновениям, занимали высокие государственные посты в правительстве первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, а потом впали в немилость. Так, в 2002 году бывшего руководителя пограничной службы Тиркиша Тырмыеваприговорили к 10 годам лишения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. В 2012 году власти добавили к этому сроку еще семь лет - за предполагаемое нарушение режима содержания.
Еще ряд людей осудили в связи с тем, что они, предположительно, в 2002 году планировали свергнуть Ниязова. К ним относятся бывший председатель меджлиса (парламента) Туркменистана и декан главного юридического факультета страны Тагандурды Халлыев и бывший посол в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Батыр Бердыев. Оба были арестованы в 2002 году и приговорены к 20 годам лишения свободы. Бывшего председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Туркменистана Сердара Рахимова приговорили к 25 годам тюрьмы в 2003 году. Бывшего министра иностранных дел Бориса Шихмурадова в декабре 2002 года на процессе, продлившемся один день, осудили на 25 лет лишения свободы, а несколько дней спустя внесудебным решением Халк Маслахаты (Народного совета) он был приговорен к пожизненному заключению.
При президенте Гурбангулы Бердымухамедове насильственные исчезновения в тюрьмах продолжились. В одном из таких случаев бывшего туркменского политзаключенного Гулгельды Аннаниязова, жившего с 2002 года в эмиграции в Норвегии, задержали по возвращении в Туркменистан в июне 2008 года и вскоре после этого приговорили к 11 годам лишения свободы по обвинениям, содержание которых не разглашалось. (Список осужденных «врагов народа», опубликованный в еженедельнике «Адалат» 31 января 2003 года, доступен по этой ссылке).
По мнению участников кампании «Покажите их живыми!», полное отсутствие информации о судьбе жертв насильственных исчезновений на протяжении более десяти лет — это пытка для их родственников.
«Людей приговорили, пусть и несправедливо, к лишению свободы, а не к смерти и забвению», — подчеркнула Лене Веттеланн, руководитель программ в Норвежском Хельсинкском комитете, также присоединившемся к кампании.
Насильственные исчезновения полностью запрещены в международном праве и представляют собой тяжкое преступление, относящееся к универсальной юрисдикции применительно к уголовному преследованию виновников. Это вопиющее, грубое нарушение прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и Конвенции против пыток, участником которых является Туркменистан. Насильственные исчезновения серьезно угрожают праву на жизнь; праву на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения; праву на свободу и безопасность; праву на признание правосубъектности; праву всех задержанных на гуманное обращение.
Комитет по правам человека — орган ООН, следящий за исполнением государствами МПГПП, — неоднократно признавал, что насильственные исчезновения нарушают множество положений пакта, отмечая, в частности, что бессрочное содержание без связи с родственниками и внешним миром нарушает запрет на пытки и бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.
«Придя к власти, Бердымухамедов должен был положить конец насильственным исчезновениям, — считает Рейчел Денбер, заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. — Насильственное исчезновение — это преступление, которое длится все то время, пока человек числится пропавшим и нет никакой информации о его судьбе и местонахождении. Чем дольше бездействует Бердымухамедов, тем больше причастность его правительства к тому, что эти ужасные преступления продолжают совершаться».
Дополнительную информацию о кампании «Покажите их живыми!» можно получить по адресу: http://provetheyarealive.org/, а также обратившись к следующим людям:
В Москве: Центр развития демократии и прав человека — Юрий Джибладзе (английский, русский язык): +7-916-673-5153
В Вашингтоне: Crude Accountability — Кейт Уоттерс (Kate Watters) (английский, русский язык): +1-571-332-5895
В Нью-Йорке: Хьюман Райтс Вотч — Рейчел Денбер (Rachel Denber) (английский, французский, русский язык): +1-917-916-1266 (моб.); denberr@hrw.org. Твиттер: @rachel_denber