В феврале Артем Прокопенко написал прошение о помиловании, в котором ему было отказано, сообщает Хартия'97. Отец политзаключенного Анатолий Прокопенко сказал, что сын формально является злостным нарушителем правил внутреннего распорядка колонии, что и могло повлиять на решение.
— Не представляю, почему сыну отказали. Говорили: пишите прошение о помиловании — мы вас помилуем. А почему отказали — не знаю. Ничего не понятно, — недоумевает отец.
— Как у него вообще дела? Как здоровье?
— Готовимся к длительному свиданию. Оно должно состояться в июне. Разрешения еще нет, ожидаем, еще время есть. Здоровье? Ну, какое может быть в тюрьме здоровье…
— Многие связывают такие негативные последствия для политзаключенных с приездами еврочиновников и переговорами ЕС с Лукашенко.
— Не знаю, какие там идут процессы на самом деле. Но, как мы видим, вещи происходят непредсказуемые. Его товарища Павла Сыромолотова, осужденного по той же статье, помиловали и освободили, а Артем остался за решеткой. По мнению администрации колонии, он является злостным нарушителем правил внутреннего распорядка. Одно наказание заканчивается, ему сразу «вешают» другое…
— Это очень похоже на ситуацию с Николаем Дедком. За многочисленные нарушения его приговорили еще к одному году тюрьмы. Не боитесь аналогичного сценария?
— Я ничего не боюсь. От нас ведь ничего не зависит, мы просто ждем…
По мнению белорусского адвоката, председателя юридической комиссии Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло Артему Прокопенко вполне может угрожать дополнительный срок.
— Но нашему законодательству это вполне возможно. В ситуации, когда заключенный признается злостным нарушителем режима отбывания наказания, по ходатайству администрации возбуждается новое уголовное дело. Суд может приговорить такого нарушителя еще до одного года лишения свободы. Кстати, надо отметить, что такая практика применяется в основном в отношении политзаключенных. Хотя известны и случаи, когда это применялось и в отношении преступных авторитетов, которые также, следуя традициям, не подчинялись, не выполняли указания, не вставали на путь исправления и плохо влияли своим поведением на других заключенных, — рассказал он.
Напомним, Артем Прокопенко находится в заключении с 17 января 2011 года. Он приговорен к 7 годам лишения свободы в условиях усиленного режима судом Бобруйского района и г. Бобруйска по ч.2 ст.339 УК (злостное хулиганство) и ч.3 ст.218 УК (повреждение имущества в особо крупном размере). По уголовному делу Артем проходил вместе с Евгением Васьковичем и Павлом Сыромолотовым.
Сейчас политзаключенный находится в колонии №15 Могилева.
Правозащитники отмечают, что политзаключенные в тюрьмах и колониях находятся в нечеловеческих условиях. Против них постоянно организовываются провокации со стороны администраций, за малейшие нарушения их подвергают серьезным наказаниям, лишают передач и свиданий, бросают в карцер. На осужденных оппозиционеров оказывается постоянное давление с целью написания ими прошений о помиловании.
Давление усилилось накануне саммита «Восточного партнерства», который пройдет в Риге в мае.