Russian English

Таджикистан: Хайрулло Мирсаидова приговорили к 12 годам тюрьмы

Худжандский городской суд 11 июля вынес приговор руководителю сборной команды КВН Таджикистана, журналисту Хайрулло Мирсаидову — 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Ему также запрещено заниматься общественной деятельностью в течение двух лет после выхода на свободу, передает ИА «Фергана».

Мирсаидов признан виновным в присвоении или растрате около 124 тысяч сомони ($13,5 тысячи), заведомо ложном доносе и подделке документов. Названную сумму осужденный должен будет возместить государству.

«Если бы подсудимый выплатил нанесенный государству ущерб в размере 123,9 тысячи сомони, то тюремного заключения он смог бы избежать», — отметил председательствовавший на процессе судья Джурахон Рахмон, оглашая приговор.

Адвокат Мирсаидова Дилафруз Самадова заявила журналистам, что вина ее подзащитного не была доказана в ходе судебного разбирательства, приговор суда — «очень жестокий», и защита будет обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Хайрулло Мирсаидов был арестован в декабре 2017 года. По мнению самого журналиста и гражданских активистов в Таджикистане, причиной возбуждения уголовного дела стало опубликованное им в ноябре 2017 года открытое письмо президенту страны Эмомали Рахмону, в котором он обвинил Зохидзода в попытке присвоить деньги, выделенные администрацией области на покупку микрофонов для таджикской команды КВН. В ответ Зохидзода обратился с иском в правоохранительные органы, которые начали проверку деятельности самого Мирсаидова. В результате журналисту были предъявлены обвинения по четырем статьям Уголовного кодекса Таджикистана — в присвоении или растрате (статья 245), возбуждении национальной, расовой, местнической или религиозной вражды (статья 189), подделке документов (статья 340) и заведомо ложном доносе (статья 346). Позже статья за возбуждение розни была снята с производства в связи с отсутствием фактов. Мирсаидов частично признал вину по статьям «присвоение или растрата» и «подделка документов», но с обвинением в «заведомо ложном доносе» не согласился. Правозащитники считают дело Мирсаидова «политически мотивированным».

К властям Таджикистана в защиту Мирсаидова и с требованием провести объективное расследование обращались различные правозащитные организации, в том числе Human Rights Watch (HRW), Норвежский Хельсинкский комитет, «Репортеры без границ».

«Власти не предъявили убедительных свидетельств, достаточных для ареста Мирсаидова, а обвинения в его адрес представляются политически мотивированными... Независимые журналисты, такие как Мирсаидов, должны получить признание за свою важную работу, а не оказываться за решеткой в попытке закрыть им рот за мужество говорить о коррупции», - так в декабре 2017 года высказывался о деле Мирсаидова Мариус Фоссум из Норвежского Хельсинкского комитета.

По словам правозащитников, преследование Мирсаидова началось после того, как журналист обратился к президенту Таджикистана с призывом расследовать факты коррупции со стороны местных властей.

«Вместо того, чтобы изучить факты, приведенные в открытом письме Мирсаидова, его самого арестовали, возбудили дело, характеризуя его действия как совершение тяжких преступлений, и осудили», - говорит глава правозащитной организации Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA, Франция) Надежда Атаева в интервью «Deutsche Welle».

«Мы знаем, что Мирсаидов обратился к президенту страны с открытым письмом, в котором указал имена конкретных чиновников во власти, причастных, по его утверждению, к коррупции, и призвал президента провести расследование. Но расследования по существу, которое обязательно предполагает расследование его заявления в отношении обвиненных им чиновников, насколько нам известно, так по сути и не проведено», - комментирует процесс в Худжанде правозащитница.

«В любой авторитарной системе любой судья принимает во внимание мотивацию возбуждения уголовного дела. И хотя часть обвинений была снята, главное остается - в отношении Хайрулло Мирсаидова мы наблюдаем преследование человека за свободное выражение критического мнения, причем в обращении к гаранту прав и свобод человека», - считает Атаева.

«Приговор, вынесенный Хайрулло Мирсаидову - это сигнал обществу, что критиковать представителя власти очень опасно. Можно получить наказание, соразмерное по тяжести наказанию за терроризм», - подводит промежуточный итог Надежда Атаева. Защита Мирсаидова заявила о том, что намерена обжаловать приговор в вышестоящей инстанции и считает его слишком жестким, а также не находит, что суд доказал вину подзащитного хотя бы по одному из предъявленных обвинений.

Страна: