В СМИ начинается активное обсуждение законопроекта, внесенного парламентом Чеченской республики. Как явствует из пояснительной записки - "цель законопроекта состоит в усилении гражданской и уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления террористической характера против общественной безопасности, их родителей и совершеннолетних близких родственников". Многие журналисты и мои коллеги правозащитники восприняли эту инициативу чеченских парламентариев как попытку узаконить ту преступную практику, которая реализовывалась в ЧР после 5 декабря минувшего года, когда после призывов Рамзана Кадырова к бессудным расправам, начались сносы домов родственников боевиков, изгнание людей из Чечни. Впрочем, и сами авторы законодательной инициативы именно так комментируют свой законопроект.
Однако давайте не будем спешить и разберемся.
Все санкции, которые предусмотрены предлагаемым законопроектом, планируется применять лишь "при условии, если будет доказан факт содействия лицам, совершившим такие преступления" (террористического характера).
В связи с этим, хочу отметить, что для лиц, содействующих террористам в действующем уголовном кодексе и сейчас предусмотрена уголовная ответственность (ст.205.1 УК РФ) Другое дело, что факт содействия должен устанавливаться следствием и судом. Никто не может подвергаться репрессиям только за факт родства с боевиком. Чеченские парламентарии не предложили ничего нового, кроме усиления санкций в отношении террористов и содействующих им лиц. Насколько это оправданно - вопрос спорный. Лично я считаю, что террористу-смертнику наплевать 15 лет ему грозит или 25. Он не об этом думает и ужесточение санкций его не остановит.
Есть в законопроекте и некоторые другие моменты, вызывающие, мягко говоря, недоумение. Однако, главное не в этом. Главное, на мой взгляд, в том, что в России нет и не может быть закона, предусматривающего ответственность за сам факт родства с кем бы то ни было. Не предусматривает такой ответственности и законопроект чеченских парламентариев. Таким образом, практика выселения родственников боевиков из домовладений только за то, что они родственники, сноса их домов, "изгнания" за пределы Чечни была и в любом случае останется незаконной, более того - преступной. И люди, разрушающие чужие дома, даже если при этом они выполняют указание большого начальника, должны понимать, что совершают преступление, за которое в соответствии со ст. 167 УК РФ предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.
Игорь Каляпин, российский правозащитник, руководитель нижегородского Комитета против пыток
Источник: Эхо Москвы, 12.01.2015