Автобус c украинцами, которых перемещают с территории Украины, подконтрольной "ДНР", в российский Таганрог, февраль 2022 г. © 2022 ANDREY BORODULIN/AFP via Getty Images
Российские и связанные с Россией власти принудительно вывозят украинцев, в том числе людей, бегущих из районов боевых действий, в Российскую Федерацию или оккупированные Россией районы Украины, говорится в докладе, опубликованном сегодня Human Rights Watch.
Доклад объемом в 71 страницу озаглавлен «„У нас не было выбора“: „Фильтрация“ и преступление принудительного перемещения украинского населения в Россию». Принудительное перемещение гражданских лиц — это серьезное нарушение законов войны, которое является военным преступлением, а в некоторых случаях может быть признано и преступлением против человечности. Кроме того, российские и связанные с Россией власти подвергают тысячи украинских граждан принудительной, жесткой и унизительной процедуре проверки, которые они называют «фильтрацией».
«Граждане Украины не должны ставиться в ситуацию, когда единственным выбором для них является выезд в Россию, — заявила Белкис Вилле, старший эксперт Human Rights Watch по кризисам и конфликтам и один из авторов доклада. — Кроме того бегущих от боевых действий людей нельзя подвергать унизительным и жестоким проверкам».
Сотрудники Human Rights Watch опросили 54 человека. Среди них есть и те, кто, пройдя фильтрацию, выехал в Россию, и те, у кого в Россию вывезли родственников или друзей, и те, кто помогал вывезенным в Россию украинцам покинуть страну. Среди тех из опрошенных, кто бежал от войны, большинство — мариупольцы, но было и несколько человек из Харьковской области. Сотрудники Human Rights Watch опросили также десятки мариупольцев, которым удалось выбраться на контролируемую Украиной территорию, не проходя фильтрации.
5 июля 2022 г. Human Rights Watch направила российским властям письмо с изложением установленных фактов и рядом вопросов, но запрос остался без ответа.
Российские и связанные с Россией власти организовывали для бегущих из Мариуполя транспорт, но при этом говорили им, что выехать можно только в оккупированные Россией районы или в саму Россию, а про то, чтобы выехать на территорию, контролируемую Украиной, следует «забыть». «Если бы нам дали возможность уехать в Украину, мы бы, конечно, лучше уехали туда, —сказала Human Rights Watch одна женщина из Мариуполя. — Но у нас не было выбора. У нас не было такой возможности».
Некоторые люди рассказывали, что на блокпостах военные и другие стоявшие там лица требовали, чтобы украинские беженцы выезжали в Россию или в «Донецкую Народную Республику» («ДНР» — оккупированную Россией и контролируемую связанными с Россией вооруженными группами часть Донецкой области Украины). Военные, собиравшие гражданских лиц на оккупированных территориях, настаивали на том же. Те, у кого были деньги, могли за собственный счет нанять транспорт и выехать на территорию, контролируемую Украиной.
Human Rights Watch опросила принудительно вывезенных в Россию жителей некоторых сел и одного города на востоке Харьковской области. 70-летний мужчина из села Русская Лозовая рассказывал, что российские военные говорили ему: «Вы жили под нами, поэтому, если придут ВСУ, вас накажут. Вас расстреляют». Сам этот мужчина отказался уезжать, но сотни семей из этого села послушались и уехали в Россию.
Некоторые люди рассказывали Human Rights Watch, что уехали в Россию по собственному желанию. В основном, они рассчитывали через Россию попасть в одну из стран Евросоюза.
На данный момент невозможно установить, сколько всего украинцев было вывезено в Россию, однако то, как было организовано и проводилось это переселение, позволяет расценивать его как незаконное принудительное перемещение, говорится в докладе Human Rights Watch. В середине августа российские СМИ сообщали, что с территории Украины в Россию прибыли 3,4 млн человек, в том числе 555 тысяч детей.
Некоторые из этих людей имели возможность пользоваться смартфонами и социальными сетями и обращались за помощью к активистам, которые помогали им выехать из России — изначально в Эстонию, Латвию или Грузию. Однако на границе иногда возникали проблемы, поскольку некоторые из них, уезжая из Украины, не смогли взять с собой необходимые документы.
Согласно законам войны, российские и связанные с Россией власти не имеют права заставлять граждан Украины эвакуироваться в Россию — ни в индивидуальном, ни в массовом порядке. Принудительное перемещение — это военное преступление, а в некоторых случаях и преступление против человечности. И даже если человек соглашается на переезд, но делает это только потому, что опасается в случае отказа столкнуться с насилием, жестоким обращением или лишением свободы, и если оккупирующая сторона использует тяжелую обстановку для того, чтобы склонить людей к переезду, это тоже считается принудительным перемещением. Перемещение гражданских лиц не может быть оправдано соображениями гуманитарного характера, если оккупирующая сторона своими действиями сама спровоцировала гуманитарный кризис.
В процессе «фильтрации», которой принудительно подвергались тысячи мариупольцев, пытавшихся уехать из города, российские и связанные с Россией власти в оккупированных Россией районах, как правило, собирали у людей биометрическую информацию — в частности, брали у них отпечатки пальцев и фотографировали их в фас и в профиль. Кроме того, сотрудники фильтрационных пунктов обыскивали людей, перетряхивали их вещи, изучали содержимое их телефонов и задавали им вопросы об их политических взглядах и об украинских силах.
Один мужчина из Мариуполя рассказывал Human Rights Watch, что в ожидании фильтрации он вместе с десятками других мариупольцев две недели жил в тяжелых условиях в здании сельской школы. Он говорит, что многие люди за это время заболели и с ужасом думали, что их ждет. «Мы чувствовали себя заложниками», — говорит он.
Следует признать, что российские власти имеют законное право проводить необходимые проверки в отношении людей, добровольно желающих въехать на территорию Российской Федерации. Однако процесс фильтрации был организован таким образом, что в ходе него граждане Украины систематически продвергались жестокому и унизительному обращению без всяких законных оснований и их право на неприкосновенность частной жизни было нарушено, говорится в докладе Human Rights Watch.
Задержанных в ходе фильтрацию (обычно в связи с тем, что у них обнаруживались какие-то связи с ВСУ или националистическими движениями), отправляли в изоляторы на контролируемой Россией территории, в том числе в Еленовку, где, как сообщается, 29 июля в результате взрыва погибли как минимум 50 удерживаемых граждан Украины.
Российские и связанные с Россией войска обязаны предоставлять гражданским лицам в оккупированных ими районах возможность при желании безопасно выехать на контролируемую Украиной территорию, говорится в докладе Human Rights Watch. Когда люди садятся в автобусы, они должны быть полностью проинформированы относительно того, куда едет автобус и какие имеются другие варианты, если они не хотят ехать в Россию. На гражданских лиц не должно оказываться давления с целью принудить их ехать в Россию. Тем, кто хочет вернуться из России в Украину, должно оказываться необходимое содействие.
Кроме того, российские власти должны прекратить сбор биометрических данных украинских граждан в его нынешнем виде. Биометрические данные могут собираться только на законных основаниях и только в минимально необходимом объеме. Люди должны быть проинформированы, для чего собираются их данные, каким образом они будут использоваться и как долго они будут храниться.
«Практика перемещения людей без их согласия вглубь оккупированной территории и далее в Россию должна быть немедленно прекращена, — заявила Белкис Вилле. — Российские власти и международные организации должны сделать все возможное, чтобы помочь тем, кого против воли увезли в Россию и кто хочет вернуться назад, безопасно возвратиться на родину».
Источник: Human Rights Watch, 01.09.2022