— Слышу — звук, свист. Вся площадь пожелтела от дыма. Люди летали… Море крови. Рука, оторванная от тела. — 40-летняя женщина, оставшаяся в живых после разрыва управляемой авиабомбы, сброшенной Кыргызстаном 16 сентября на центральную площадь селения Овчикалача в Таджикистане.
— Сначала попали в моего сына. Он сказал: «Пригнись». Потом в мужа попали. Потом мы выбрались из машины и легли на землю, приткнувшись к обочине. …Пошевелишься — стреляют. Пули над головой летали. — 63-летняя женщина, попавшая под обстрел, когда ее семья 16 сентября на машине пыталась выбраться из зоны боев в районе селения Максат в Кыргызстане.
Четыре дня в сентябре 2022 г. между Кыргызстаном и Таджикистаном продолжался вооруженный конфликт в районе спорного участка границы, который уже давно остается источником напряженности в отношениях двух стран. В этом докладе задокументированы допущенные обеими сторонами конфликта серьезные нарушения законов и обычаев войны, которые привели к случаям незаконной гибели и ранений гражданских лиц и значительному ущербу для частных домовладений, школ, медучреждений и магазинов.
Кыргызстанские силы обстреливали машины скорой помощи, частные легковые машины с семьями беженцев; как минимум 10 гражданских лиц погибли в результате удара малогабаритной авиабомбой c лазерным наведением по центральной площади селения Овчикалача. Таджикистанские силы обстреливали гражданские машины и незаконно убили как минимум 8 гражданских лиц при различных обстоятельствах; в кыргызстанских селениях, оказавшихся под контролем Таджикистана, подтверждены массовые грабежи и поджоги частных домовладений.
Несколько эпизодов в действиях обеих сторон могут достигать уровня военных преступлений.
Доклад призывает власти Кыргызстана и Таджикистана расследовать нарушения со стороны своих вооруженных сил и привлечь виновных к ответственности. Помимо исполнения международно-правовых обязательств это станет шагом в сторону укрепления доверия между странами и продемонстрирует стремление добиться мирного разрешения застарелого пограничного спора.
Напряженность между Кыргызстаном и Таджикистаном вылилась 14 сентября в вооруженный конфликт на примерно 110-километровом участке границы в районе Ферганской долины. В этом регионе сосредоточены критически важные речные водозаборы, обеспечивающие водой кыргызстанский райцентр Баткен и значительные площади орошаемых сельскохозяйственных земель в Таджикистане.
После обретения обеими странами независимости в 1991 г. этот участок границы до сих пор окончательно не демаркирован и остается зоной периодических локальных конфликтов между местными жителями обеих республик из-за доступа к воде и земле. Время от времени, как это было и в апреле 2021 г., пограничники обеих стран вступают в такие конфликты. В сентябре 2022 г. не только пограничники вмешались в конфликт, но и — с таджикистанской стороны — регулярные войска и полувоенные формирования. Была задействована бронетехника и артиллерия, с кыргызстанской стороны — также ударные БПЛА.
Этот доклад основан на 86 очных и дистанционных интервью, 69 из которых были проведены со свидетелями, пострадавшими или родственниками пострадавших, а также на результатах исследования, проводившегося в течение 10 дней на месте событий по обе стороны границы в конце октября — начале ноября 2022 года. В дополнение к этому Human Rights Watch изучила медицинские и другие документы, спутниковые снимки, верифицировала 12 видео нападений и их последствий, а также использовала 3D-моделирование для анализа последствий от удара управляемой авиабомбой и обстрелов машин скорой помощи.
В общей сложности Human Rights Watch задокументировала факты смерти как минимум 37 гражданских лиц, в том числе пятерых детей, и ранения 36 гражданских лиц с обеих сторон за время четырехдневного конфликта. С учетом материалов СМИ и официальных данных общее число погибших гражданских лиц может составлять 51 человек, раненых — 121. Число внутренне перемещенных лиц только в Кыргызстане оценивается в 130 тыс. человек, по состоянию на январь 2023 г. как минимум 4 тыс. из них еще не вернулись в свои дома. (Данные о внутренне перемещенных лицах в Таджикистане отсутствуют в открытом доступе).
На третий день конфликта — 16 сентября — приходится большинство задокументированных нарушений. В этот день около 17:00 кыргызстанские силы, судя по имеющимся данным, сбросили с беспилотника Bayraktar TB-2 малогабаритную авиабомбу с лазерным наведением в район нахождения таджикистанских сил. Удар был нанесен через считаные минуты после их появления на центральной площади приграничного таджикистанского селения Овчикалача. В тот момент на площади скопилось много местных жителей. Погибли не менее 10 человек, преимущественно мужчины, собравшиеся у местной мечети после похорон. Еще 13 гражданских лиц были ранены в результате этого несоразмерного и предположительно неизбирательного нападения.
В тот же день таджикистанские силы обстреляли машины с кыргызстанскими беженцами на нескольких идущих вдоль границы дорогах. Погибли двое мужчин, как минимум четверо человек были ранены. Женщина 63 лет, муж и сын которой были ранены во время обстрела, рассказала, как они выбрались из машины, «чтобы не убило, если она взорвется». По ее словам, они много часов пролежали неподвижно на земле, поскольку при малейшем движении таджикистанские военнослужащие вновь открывали огонь.
Ранее 16 сентября две таджикистанские машины скорой помощи с ясно видимыми опознавательными знаками и одна гражданская машина попали под интенсивный обстрел в районе моста у таджикистанского селения Чорбог. Погибли 10 гражданских лиц, в том числе четверо детей, три женщины и два медработника, и еще шестеро были ранены. Составленная Human Rights Watch детальная 3D-реконструкция места обстрела показала, что обстрел, вероятнее всего, велся из района кыргызстанского селения Достук, расположенного примерно в 110 метрах на отдалении от места обстрела, предположительно – из расположения кыргызстанских пограничников. Машины скорой помощи, когда они используются в качестве санитарного транспорта, обладают особой защитой международного гуманитарного права. Римский статут Международного уголовного суда признает военным преступлением, если в ходе вооруженного конфликта было совершено умышленное нападение на машины скорой помощи при наличии ясно видимых опознавательных знаков.
Обозначение де-факто границы между таджикистанским селением Чорбог и кыргызстанским селением Достук (Баткенский район). В момент обстрела двух таджикистанских машин скорой помощи и машины с гражданскими лицами 16 сентября 2022 г. это место контролировалось кыргызстанскими силами. © 2022 Jean-Baptiste Gallopin/Human Rights Watch
В течение этого дня таджикистанские силы оттесняли кыргызстанские силы и занимали приграничные кыргызстанские селения, за ними следовали говорившие по-таджикски люди в гражданской одежде. Таджикистанские силы убили по меньшей мере шестерых гражданских мужчин, трое из которых, как представляется, пытались выбраться из зоны боевых действий, а двое стали жертвами предположительно внесудебной казни. В ходе этой стремительной оккупации люди в гражданской одежде занимались массовыми грабежами под наблюдением таджикистанских сил, при этом сотни частных домовладений и других объектов гражданской инфраструктуры — детские сады, школы, медучреждения и административные здания — были сожжены в очевидной попытке принудить местное население оставить данную территорию.
Четырехдневные сентябрьские боевые действия достигли уровня международного вооруженного конфликта, подпадающего под действие международного гуманитарного права. Это обязывает все стороны всегда проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами. Запрещены как преднамеренные нападения на гражданских лиц, так и неизбирательные нападения, при которых не проводится или не может проводиться различие между гражданскими и военными объектами, или несоразмерные нападения, при которых ожидаемые жертвы среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается получить.
Воюющие стороны обязаны принимать все доступные меры предосторожности, чтобы избежать гражданского ущерба или, во всяком случае, свести его к минимуму.
Правительства Таджикистана и Кыргызстана должны провести расследования по заявлениям о нарушениях, совершенных на подконтрольным им территориях их силами и гражданскими лицами, и привлечь виновных к ответственности. Им следует обучить личный состав вооруженных сил и сил безопасности нормам международного гуманитарного права, чтобы не допускать нарушения его стандартов в будущих конфликтах.
В рамках любого соглашения о демаркации границы и промежуточных договоренностей правительства обеих стран должны соблюдать права местного населения, включая доступ к образованию, достаточному жилищу и воде. В процессе демаркации следует активно проводить консультации с местным населением и гражданскими организациями. В приграничных районах необходимо развивать программы, направленные на построение доверия между местными общинами, включая программы по снижению напряженности и борьбе с языком вражды.
Human Rights Watch призывает правительства обеих стран присоединиться к Декларации о безопасности школ и к Политической декларации об усилении защиты гражданских лиц от гуманитарных последствий применения оружия взрывного действия в населенной местности.
Международные партнеры Кыргызстана и Таджикистана должны поддержать оба правительства в их практических шагах в расследовании и привлечении к ответственности виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права в ходе пограничного конфликта в сентябре 2022 года.
Партнерам нужно быть готовыми финансово или другими средствами поддержать обучение личного состава вооруженных сил стандартам международного гуманитарного права, а также любые другие меры, направленные на предотвращение конфликтов, аналогичных произошедшему в сентябре 2022 года.
Поддержать намерения обоих правительств провести расследование и привлечь к ответственности за серьезные нарушения международного гуманитарного права в ходе пограничного конфликта в сентябре 2022 года. Партнеры должны быть готовы поддержать действующие в вооруженных силах программы обучения по применению стандартов международного гуманитарного права.
ОБСЕ как ведущей региональной многосторонней платформе в области безопасности следует усилить свою роль в поддержке основанного на принципах прав человека трансграничного сотрудничества и в снижении напряженности.
Источник: Human Rights Watch, 02.05.2023