Russian English

"Первый год оккупации"

Доклад «Первый год оккупации». Обзор положения с основными свободами и давления на гражданское общество в Крыму с февраля 2014 по февраль 2015 года

Данный доклад подготовлен совместно российскими и украинскими правозащитниками в рамках инициативы «Российско-украинский правозащитный диалог» на основе информации, собранной Крымской полевой миссией по правам человека, при поддержке Фонда друзей Хельсинкского движения и Международной Хельсинкской ассоциации по правам человека.

С конца февраля 2014 года Крымский полуостров был в центре внимания всех мировых СМИ. На фоне дестабилизации ситуации в Украине, бегства из страны президента В. Януковича, сначала в Севастополе, а затем и в Симферополе прошли митинги под лозунгами отделения от Украины. Под предлогом «необходимости защиты прав русскоговорящих жителей Крыма» на полуострове начали формироваться отряды «народного ополчения», действующие под прикрытием так называемых «зеленых человечков», вооруженных подготовленных людей без опознавательных знаков. Принадлежность их к Вооруженным силам РФ была впоследствии публично признана президентом РФ В. Путиным. При их активном участии власть в ключевых населенных пунктах была передана людям, которые заявили о присоединении полуострова к России.

На весну 2014 года приходится беспрецедентная волна давления на гражданское общество Крыма – на ту ее часть, которая осталась проукраинской либо выступала против действий пророссийских сил в Крыму и присоединения полуострова к России, говорится в докладе.

Период до непризнанного «референдума» от 16 марта 2014 года и сразу же после него можно охарактеризовать как фазу активного конфликта и противостояния. Власть в этот период фактически осуществляли вооруженные группы людей без опознавательных знаков, правовые нормы не действовали, а давление на активных несогласных принимало самые жесткие формы, вплоть до физической расправы, пыток, похищений. Можно с уверенностью говорить, что этот период продлился вплоть до 1 апреля 2014 года, когда вступил в силу Федеральный конституционный закон РФ № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и создание в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», когда началось формирование и функционирование российских органов власти на территории полуострова.

Этот этап беспредела и бесправия, типичный для конфликтных ситуаций, продолжился в некоторых аспектах и после 1 апреля, перетекая в ситуацию «серой правовой зоны», когда активная фаза закончилась, но осталось до конца неясно, начали ли в Крыму уже действовать хотя бы российские правовые нормы и можно ли рассчитывать на какую-либо правовую защищенность, либо по-прежнему власть принадлежит парамилитарным объединениям, руководствующимся принципами «революционной целесообразности».

Этот так называемый «переходный период» характеризуется внедрением российского законодательства и правоприменительной практики, которая в подавляющем большинстве случаев (особенно, в части, регулирующей гражданские и политические права и свободы, а также деятельность гражданского общества) является гораздо более репрессивной по сравнению с украинской. Существующие и вновь возникшие уже в текущих реалиях гражданские инициативы столкнулись с новыми для себя условиями функционирования и различными формами давления.

В данном докладе рассматриваются с точки зрения положения гражданских организаций сначала события активной фазы конфликта (февраль–март 2014 года), а затем новые реалии после присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации. Они в свою очередь обусловлены, с одной стороны – внедрением законодательных ограничений, с другой – давлением, связанным либо с применением репрессивного законодательства, либо с неправовыми формами давления.