13 января суд Первомайского района Минска принял решение поддержать постановление Первомайского РУВД о высылке из Беларуси и запрете на въезд в страну в течение трех лет известной правозащитнице Елене Тонкачевой. Несмотря на то, что руководитель Центра правовой трансформации является гражданкой России, около 30 лет она постоянно проживает именно в Беларуси.
Смени за эти годы Тонкачева гражданство, проблем с властями было бы меньше. А так был найден формальный повод, чтобы выдворить правозащитницу из Беларуси.
Причина высылки – административные правонарушения в виде незначительного превышения скорости при управлении автомобилем. По мнению РУВД и суда, эти нарушения ни много ни мало представляют угрозу интересам общественного порядка, здоровью и правам граждан. Автомобиль, посчитали они, является источником повышенной опасности, а превышение скорости движения могло повлечь причинение вреда здоровью и жизни граждан.
Аннулирование Тонкачевой вида на жительство в Беларуси и высылка из страны вызвали достаточно большой резонанс, в том числе, и за рубежом. Например, поддержать правозащитницу призывал Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Впрочем, международная реакция белорусские власти волнует мало. А преследования правозащитников в Беларуси стали уже мало кого удивлять.
- Преследование Тонкачевой – далеко не единичный случай преследования правозащитников в Беларуси, - отметил в интервью "Товарищ.online" председатель юридической комиссии РПОО "Белорусский Хельсинкский комитет" Гарри Погоняйло. - Они постоянно подвергаются атакам и репрессиям. Это уже стало традицией нынешних властей Беларуси.
Фактически многие правозащитные организации "закатаны под асфальт различными судебными и административными мерами". "Ни одна правозащитная организация за более чем 10 лет не зарегистрирована в Беларуси, - утверждает юрист. - На национальном уровне осталась только одна республиканская организация – БХК, которая еще в какой-то степени может легально осуществлять свою деятельность. А многие правозащитные организации, например, и такая известная как "Весна", давно ликвидированы и существуют в полуподполье".
Он напомнил, что в Беларуси действует уголовная ответственность за деятельность от имени незарегистрированных или ликвидированных общественных организаций, что прямо противоречит конституционным нормам о свободе общественных объединений. Но правозащитники все равно подвергаются административным, финансовым, уголовным репрессиям.
- Чем таким пугают властей правозащитники?
- Следует признать, что наша власть далеко не демократическая, хотя по Конституции Беларусь является правовым демократическим государством. Наша власть авторитарная, причем она действует в жестких репрессивных административных условиях, характерных для тоталитаризма, который мы пережили в советский период, но который продолжается у нас в Беларуси за исключением, наверное, первых трех лет с объявления независимости.
Публичные действия, высказывания, анализы правозащитников и их организаций явно не нравятся властям. И они делают все, чтобы укатать чуть ли не физически многих правозащитников, не давая им возможности свободно развиваться и действовать.
Случай с Тонкачевой является ярким свидетельством этому. За мелкое дорожное правонарушение известная правозащитница, лидер ведущей аналитической организации в правозащитном секторе выдворяется из страны, в которой она прожила всю сознательную жизнь. Здесь явно неадекватное отношение властей по отношению к правозащитнице.
- К президентским выборам могут усилиться репрессии против правозащитников?
- Во все электоральные кампании мы наблюдали пристальное внимание властей прежде всего к правозащитному сектору общественных объединений. Это внимание было направлено на то, чтобы парализовать деятельность организаций, которые, начиная с 1995 года, занимаются мониторингом всех без исключения проходящих в стране выборов и представляют свои независимые оценки о фактах нарушения действующего законодательства, применения административного ресурса и прочих грубых нарушениях.
По каждой кампании мы готовим свои отчеты, предоставляем их правительству, Центризбиркому, Министерству юстиции, прокуратуре, КГБ, МВД и так далее, рекомендуя исправить нарушения. Наши рекомендации в какой-то части слышат. Мы видим, что потихоньку избирательное законодательство меняется. Другое дело, что при наличии демократического избирательного законодательства исполнительная власть пренебрегает им, изменяя в свою пользу правила игры.
Так власти действуют и в отношении правозащитников, предпочитая не руководствоваться напрямую законами, а трактовать их в своих интересах.
Беседовал Сергей Павловский
Источник: UDF.BY, 14.01.2015