Russian English

Власти Беларуси не начинают реальный диалог о правах человека с гражданским обществом

Олег Гулак

У белорусских властей специфическое понимание прав человека, которое не позволяет им начать реальное обсуждение проблем с представителями гражданского общества.

На этой неделе в стенах БГУ прошел круглый стол "Концепция прав человека в современном мире". Его организаторы – Центр стратегических и внешнеполитических исследований и Центр изучения внешней политики и безопасности на базе факультета международных отношений БГУ – заявили ни много ни мало о проведении серии экспертных круглых столов о правах человека.

Среди участников дискуссий были не только "представители Министерства иностранных дел Беларуси, эксперты из академической среды, сотрудники международных организаций и представители государственных органов", но и, что примечательно, председатель ОО "Белорусский Хельсинкский комитет" Олег Гулак. Впрочем, другие правозащитники, несмотря на заявленную "необходимость начала диалога по теме прав человека и попытки нахождения консенсуса в среде белорусской элиты", на круглый стол приглашены не были.

Об итогах круглого стола Служба информации "ЕвроБеларуси" поговорила с Олегом Гулаком.

- Организаторы мероприятия заявляли, что белорусские власти готовы к диалогу о правах человека с гражданским обществом. На ваш взгляд, у власти есть такая готовность на деле, а не только на словах?

- Вопрос "готовности - неготовности" власти к настоящему диалогу по правам человека нужно адресовать скорее аналитикам. Я бы предпочел говорить в категориях "начинается - не начинается". Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия стали его началом. Но пока диалога не было. Хотя он очень необходим как белорусскому обществу, так и белорусскому государству.

- Высказывалась мысль, что для каждого государства должно быть приоритетно свое видение прав человека, а затем уже можно говорить об общих международных понятиях.

- Когда об этом говорят беларусы, меня это особенно удивляет. Потому что в принципе идея прав человека универсальна. А белорусская история, к тому же, не выпадала из общеевропейской. Наша история - это история Польши, Литвы, западной части России, Украины. Это тот мир, который сегодня живет в рамках концепции прав человека.

Мнения о том, что у нас должно быть свое видение прав человека, которое оправдывается наличием каких-то культурных и исторических рамок, для меня выглядят не слишком убедительными.

Нужно также помнить, что соблюдение прав человека - это и юридические обязательства, которые брала на себя Беларусь и которые надо выполнять.

Другое дело, что не всегда все делается в первый день, на все нужен срок. Но важно при этом помнить, что это не просто срок, а время для выполнения, за которое мы должны стараться накапливать потенциал, учить людей, а не просто оправдываться отсутствием прогресса.

- Даже на этом круглом столе тема политических прав звучала обособленно. Почему власти, на ваш взгляд, так активно отказываются их обсуждать?

- По большому счету, на встрече не вдавались в обсуждение политических, социально-экономических или других прав. Дискуссия сводилась вообще к концепции прав человека. Звучали часто несовременные взгляды на современную концепцию. Поэтому на основе прошедшего мероприятия было сложно делать выводы , почему так сложно эта проблема воспринимается в Беларуси.

Но в любом случае диалог о правах человека невозможно разбить на одни права и другие права. Права человека комплексны, и невозможно реализовать одни права без других. Например, невозможно создать условия для реализации социально-экономических прав, если нет инструментов, которые предоставляют гражданские и политические права.

Поэтому сегодня стоит вопрос не столько в том, что государство не готово говорить о гражданско-политических правах. Сегодня большой вопрос к пониманию самой концепции прав человека, того, что это не только политизированная тема (во всем мире она воспринимается как основа мирового порядка, поэтому ей и надается большое внимание), но это еще и то, что непосредственно важно для белорусского общества. Ведь в Беларуси права человека - не для американцев и не для европейцев, а для беларусов.

- Также говорилось, что белорусские судьи недостаточно квалифицированы, чтобы руководствоваться нормами международного права. Вы согласны с этим?

- Согласен. Но меня удивляет, что об этом говорят сами преподаватели, те, кто должен был обеспечить понимание и знание данного права.

Надеюсь, если эта тема поднимается, то будет продвигаться и ее решение.

- Но неужели нужны большие знания, чтобы не выносить административные аресты по статьям о якобы несанкционированных массовых мероприятиях?

- Здесь важно не столько понятие международных прав, сколько понимание их иерархии в системе права. Когда мы понимаем, что есть стандарты, которые необходимо выполнять, - это было бы важно. А пока с этим большие вопросы.

Пока просто дискутируется, а надо ли выполнять международные обязательства, насколько они обязательны.

Источник: ЕвроБеларусь, 20.02.2015

Страна: