Russian English

Украинской прессе нет дела до Казахстана?

Александра Матвейчук

Журналистка портала «Республика» Наталья Садыкова побеседовала с председателем правления украинского «Центра гражданских свобод» Александрой Матвейчук об игнорировании украинскими журналистами презентации отчета о событиях в казахстанском Жанаозене. Позже также приходилось наблюдать ситуации, когда украинская пресса упорно игнорировала события, касающиеся других стран. Но при этом в Украине хотят, чтобы страну поддерживал весь мир.

Во время знакомства Александра рассказала, что после расстрела мирной демонстрации в Жанаозене общественники наблюдали за судебным процессом в Актау. Увиденное и услышанное по делу тридцати семи нефтяников не оставило равнодушными украинцев. Обо всех ужасах, которые пережил Жанаозен, они хотели рассказать в Киеве. Отчет планировали презентовать на публичном мероприятии.

«Мы поняли, что имеем дело не просто с грубыми нарушениями прав человека, а с опасными авторитарными практиками подавления инакомыслия, которые могут быть с легкостью перенесены на украинскую почву. Нас постигло большое разочарование. На пресс-конференцию «Расстрел мирной демонстрации в Жанаозене и его результаты: Украина — не Жанаозен?» не пришел ни один журналист. Украине были не интересны расстрелы мирных протестующих в других странах», — рассказала Матвейчук.

Спустя два года Украина на Майдане переживет свой Жанаозен, о Небесной сотне узнает весь мир. Потом будет аннексия Крыма, война на Донбассе и сбитый Боинг. Но украинские журналисты продолжают игнорировать пресс-конференции, на которых говорят о проблемах других стран. Даже если это проблемы, с которыми еще недавно сталкивался украинский народ. Александра Матвейчук считает, что отсутствие интереса к происходящему в других странах — яркий признак провинциальности мышления.

«Особенно когда это касается прав человека в постсоветском регионе, который я называю регионом «новых независимых государств» (пусть даже с тысячелетней историей). Существует четкая тенденция для всех режимов, которые составляют так называемый «авторитарный клуб»: они достаточно быстро перенимают все репрессивные «ноу-хау» друг друга, поэтому нужно знать последствия тех или иных решений и уметь видеть их предпосылки в своей стране», — объяснила председатель правления «Центра гражданских свобод».

Александра Матвейчук считает, что только сейчас в Украине начинают осознавать, как российский закон об иностранных агентах, разгон Болотной и уничтожение свободной прессы отразились на Украине. Сначала следуют «первые ласточки» в виде калек в законотворчестве, а потом аннексия Крыма, которую согласно социологическим исследованиям одобряют 88% россиян (94% которых черпают информацию с экранов телевизоров).

«Украина постепенно осознает, что гражданские общества наших стран тоже должны объединяться и поддерживать друг друга, даже на уровне обыкновенной коммуникации. Не случайно, после наводнения в Грузии украинский сегмент фейсбука был заполнен словами поддержки и солидарности. Но в тоже время, никто из украинского политического истеблишмента публично не призвал бойкотировать Европейские игры в Азербайджане, которые проводятся на фоне тотальной зачистки гражданского общества и тюремного заключения почти всех правозащитников.

В Украине вспомнят об этом, когда уже мы в свою очередь будет говорить о недопустимости проведения футбольного чемпионата в России, которая развязала и ведет кровопролитную войну на Донбассе, жертвами которой уже стали как минимум восемь тысяч человек», — заметила Александра.

Эту тему мы активно обсуждали с украинскими коллегами. Журналист Института Массовой информации Роман Кабачий, предположил, что истоки равнодушия можно найти в истории украинского народа, который интересовали сугубо внутренние проблемы. А вот этнолог и кандидат исторический наук Леся Гасиджак эту теорию опровергает.

«Я категорически не согласна с той мыслью, что равнодушие украинских журналистов к проблемам других стран связано этническими особенностями. Сочувствие, помощь ближнему, опека над теми, кто более слаб — это у нас было всегда, причем регулировалось на уровне обычного права. В календарном году даже были дни, когда были запрещены работы на себя, но нужно было помогать вдовам, одиноким, старым и немощным. Не приютить на ночлег того, кто путешествует или просит о куске хлеба, — всегда считалось большим грехом. Немножко ситуация изменилась в 1920—1930-е годы, когда коммунистическая советская власть стала поощрять стукачество, сосед стал врагом — на социальной ненависти и вражде строилось новое общество», — говорит Гасиджак.

Этнолог считает, что корень проблемы надо искать в другом — отсутствии профессиональной журналистики.

« У нас очень мало хороших аналитических текстов. Для нас более характерны публикации новостного характера. Большие тексты "народ" не читает. "Жареные" факты всегда имеют рейтинг. Увы. А то, о чем вы говорите, — это уже новый уровень, к которому мы пока только стремимся», — говорит Леся Гасиджак, которая сама является редактором веб-портала «Музейное пространство».

Впрочем, Роман Кабачий говорит, что ситуация в Украине во многом схожа с другими странами постсоветского пространства, за исключением России и Стран Балтии.

«Россия сама является поставщиком новостей и генератором новостей о других странах (сейчас это происходит, например под трендом «чё там у хохлов», раньше было «эстонцы фашисты демонтируют памятник», «грузины напали на Южную Осетию» и так далее). Поскольку мы все привыкли к тому, что именно в Москве «лучше знают», что рассказать украинцам об эстонцах, а казахам об украинцах, виноваты тоже мы все. Страны Балтии имели недолгий период государственности в межвоенный период, и им в большей мере наплевать, что думает о них наследница страны-оккупанта», — рассуждает Роман Кабачий.

Журналист предлагает шаги, которые помогут заинтересовать украинскую прессу происходящим в странах СНГ. «Первое: понять, что в одиночку с идеологической машиной Кремля не справиться, а сообща и «батьку бить легче». Второе: выбросить подход «у нас центр мира и мы всем важны» — важны, но в той же мере, чем важны для нас другие. Третье: развивать сеть собственных корпунктов в столицах стран СНГ и Балтии, отказываясь постепенно от рупора Москвы. И четвертое: стимулировать основание корпунктов СМИ постсоветских стран в Киеве», — перечисляет Кабачий.

Впрочем, помимо корреспондентских пунктов, сегодня в Киеве можно смело говорить о наплыве оппозиционных сил из стран СНГ, где еще рано говорить о демократии. Россияне, белорусы, казахстанцы и даже грузинская оппозиция обосновались в украинской столице и пытаются оттуда влиять на ситуацию в своих странах. Сегодня эти идеалисты как никто другой нуждаются в поддержке украинской прессы. Тогда, возможно, и в этих странах можно будет говорить о победе прав человека над диктатурой.

Автор: Наталья Садыкова

Источник: портал «Республика», 24.06.2015

Страна: