«Но было бы величайшей глупостью уничтожить свободу единственно потому, что она питает крамолу, равно как желать уничтожения воздуха, без которого нет жизни для всего сущего, единственно потому, что он раздувает разрушительное пламя». Джеймс Мэдисон
«Именно гласность должна создать в стране новый нравственный климат!... Развращающая ложь, умолчание и лицемерие должны уйти навсегда и бесповоротно из нашей жизни. Только внутренне свободный человек может быть инициативным, как это необходимо обществу. Другая, не менее важная основа нравственного здоровья общества - социальная справедливость». Андрей Сахаров
Десять лет тому назад, 4 сентября 2014 года остановилось благородное сердце Виктора Александровича Кучериненко (1946 - 2014) - известного правозащитника, учёного, гуманиста. Он в силу присущей ему чуткости, отзывчивости к боли, проблемам людей, готовности прейти к ним на помощь в отстаивание их прав и свобод, усердие в защите интересов репрессированных по политическим мотивам и за поддержание успешных контактов с региональными организациями «Мемориала» и представителями ряда национальных общин, снискал уважение среди правозащитников, демократов и ищущих справедливость людей в Москве, областях, краях России и в ряде постсоветских странах.[1]
Фото: Виктор Кучериненко 2014 год
Слово дает возможность помнить, вспоминать достойные личности
Наш мир, в своих основополагающих проявлениях, исходит из социализированного, очеловеченного людского бытия, которое предполагает наличие наряду с преемственностью смысла человечности, цивилизованности и функционирования памяти, как базы мировоззренческих навыков, опыта, идей, ценностей интеллекта, духа, культуры. Однако в условиях нынешней диктаторской России и постсоветских стран, следующих за ней, заметно возрастает значение образцов преемственности поведения, достойных личностей. Именно достойные личности, несмотря на запреты, преследования, репрессии диктаторских режимов способствовали и способствуют утверждению идей, норм, принципов свободы, человечности, верховенства прав, законности, гласности, демократии - не только в теории, на бумажках, на словах, а реально в обществе. Одним из таких достойных личностей являлся Виктора Кучериненко, который до конца своих дней оставался верен отмеченным идеям, нормам, принципам и подчёркивал то, что у правозащитного, просветительского, историко-архивного общества «Мемориал» есть будущее - работа на долгие годы.[2]
Слово - это созидательная сила, одаривающая нас самостью, формирующая каждого из нас, наше мировоззрение, духовность, свободу мысли и исходя от семейных, социальных, экономических, политических, языковых, культурных условий нашего бытия, помогающий нам постичь смысл людской жизни и самого себя, понять других, социум, иные страны, мир, вселенную. Поэт, друг Виктора и автора этих строк писал:
«И так, в начале было слово.
В пустыне, сотканной из слов.
Оно в глубины часослова,
Легло основой всех основ…
Оно работало подспудно,
Во тьме истоков и корней.
Порой медленно и трудно,
Но тем надёжней и верней».[3]
Слово — это и память о достойных людях, которые своей деятельностью, жизнью «во тьме истоков и корней», способствовали «надёжному и верному» освещению пути свободы, добра, истины, надежды, отваги.
Учёный, правозащитник
Виктор, не уставал разъяснять, подчёркивать роль и значение горбачёвской перестройки, гласности в появлении условий освоения основных ценностей современной цивилизации - демократии, законности, плюрализма, прав и свобод человека, сменяемости всех ступеней - от местных до высших рангов власти в России и постсоветских странах. Он много лет был членом правления Российского и Международного обществ «Мемориал», успешно занимался связью с регионами, работой по оказанию им поддержки в организации правозащитной, просветительской и историко-архивной деятельности. И с этими целями посетил многие области, края России, где его знали и уважали. Он также по поручению общества «Мемориал» работал в московской приёмной Объединения лиц, пострадавших от политических репрессий и поддерживал контакты с рядом московских национальных общин. Он, о своих родителях: «Мои семейные корни - с Украины. Отец - родом из села Красный Куток, это на Белгородчине, недалеко от Харькова. Мама - из Винницы. А встретились они в Москве, вместе учились в Московском автодорожном институте. 1939 году после окончания института их направили на работу в Монголию - строить мосты. Там они провели всё военное время. Папа там же и воевал, на Дальнем Востоке».[4] После они вернулись к родным, и Виктор родился в украинском городе Винница и когда ему исполнилось девять месяцев, родители переехали в Москву и он, будучи младенцем, стал жителем столицы. Позже родилась его сестрёнка - Ирина, ставшая воспитанной, умной, образованной личностью. Родители их были интеллигентными, с широким кругозором людьми. В семье царило уважительная, добрая атмосфера и увлеченность наукой, литературой и туризмом.
Он в 1964 году успешно завершив учёбу в школе, поступил учится на геологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и который завершил в 1969 году. Он, вспоминая студенческие годы наряду с увлечённостью морской геофизикой, гравиметристикой, отмечал ещё сохранившийся дух шестидесятников - допущение некоторого вольнодумства, смягчение идеологического навязывания и положительную роль в этом беспартийного ректора, крупнейшего учёного - математика И. Г. Петровского, скромного, доступного, терпеливого к инакомыслию руководителя. Он говорил: «Уже на студенческих практиках я побывал в экспедициях на четырёх морях: Балтийском, Каспийском, Охотском и Чёрном. Дипломную писал по глубинному строению дна Чёрного моря. А много позже - диссертацию: «Методика обработки и комплексной интерпретации гравитационного поля океанов». Получил степень кандидата физико-математических наук».[5] В 1972 году Виктор женился на своей однокласснице, умной, красивой, доброй Елене, выпускнице Московского высшего технического училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ). Она родила ему двух сыновей - Ярослава и Антона, которые стали воспитанными, образованными, интеллигентными как родители личностями.
Виктор и Лена, у себя в квартире, телевизора не имели, так как им надоели идеологическая однобокость, необузданная самохвальство, лживость, поверхностность, подтасовка очевидных фактов и восхваление очередного «вождя». Поэтому у них радио приёмник, когда бы я не приезжал к ним был настроен на радио «Свобода», иногда переключали на вольны «Голоса Америки» или «Би - Би - Си». Мне будучи другом Виктора, неоднократно у него дома, по - разным поводом, в разные времена, приходилось общаться с его сослуживцами из Института физики Земли Академии Наук СССР, где он проработал 24 года, сокурсниками по МГУ, одноклассниками, которые давно и хорошо его знали и заявляли о его несомненной талантливости как учёного - если бы он не ушёл в правозащиту, демократическую оппозицию, стал бы и доктором наук, профессором и т. д. Но он выбрал иную жизненную дорогу. И разбросанные повсюду в сёлах, посёлках, городах, областях, краях России и постсоветских стран горести, топтание силовыми органами, чиновниками, властями прав и свобод граждан в прошлом и настоящем являлись для него лишь постоянным поводом творить добро.
Важных начал проявления устремленности немалого числа здравомыслящих, образованных людей в России и других союзных республиках к свободе, плюрализму, демократии, минуя казавшиеся незыблемыми тоталитарные советские заслоны, идеологические запреты можно было обнаружить наряду с отдельными выступлениями диссидентов, правозащитников и в поэзии, литературе, бардовской песня пении. Постичь мир не на основе заезженных, набивших оскомину «классовых» тоталитарных догматах, а в постижении быстротечности, неумолимости, бесконечности, открытости времени и пространства, невообразимо огромности, сложности, многогранности, изменчивости, хрупкости человека, мира, вселенной. Виктор отмечал об этом: «Бардовская песня «светить» мне по сей день… Такие были вечера, таких людей. Визбор, Ада Якушева, Новелла Матвеева, Окуджава, Ким, Городницкий, Никитин, Галич, разве всех тут перечислишь? Чуть позже - Высоцкий».[6] Бардовская песня органично сочетала в себе лиричность и поиск, нахождение романтики, неистощимость воображения и тягу к выражению хрупкости нашего бытия, отношений, чувств, грусть о несовершенстве сторон нашей жизни, несправедливостях в ней и попытка уловить некую гармонию, симметричность и асимметричность очертаний, проявлений затаённой красоты всюду. И она своей свободолюбивой самостью, внутренней направленностью служила к самосовершенствованию, доброте, миру, красоте, отваге, надежде и игнорированию одномерных политических, социальных запретов, правил. Ему нравилось петь, а людям его слушать. Он любил песни Булата Окуджава и душевно их пел:
«В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера…
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава».[7]
Он «пред ликом суровой эпохи» ни у кого, ничего не вымаливал и в науке - морской геофизике, гравиметристике, и в правозащите, демократической оппозиционной деятельности, исследовал, работал, изучал, думал, защищал, сопоставлял, выступал, разоблачал, считал, обосновывал, мерил, отстаивал, писал - творил, боролся засучив рукава.
Одаривал людей светом свободы, добра, истины, надежды, отваги
Виктор рассказывал, что в начале 70-х годов, прошлого века, один из сослуживцев, друзей по Институту физики Земли Академии Наук, по секрету дал ему почитать, машинописный текст правозащитной, диссидентской работы Андрея Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».[8] И это произведение самиздата оказал на него ощутимое мировоззренческое влияние и усилил его критичность, скептицизм по отношению к советской официальной политической и идеологической мишуре. «Когда уже 1987 году я услышал, что в Москве появились инициативные молодые люди, которые собирают подписи под обращением за установку памятника политических репрессий, я их разыскал… С тех пор я - в «Мемориале».[9] И благодаря своей самоотверженной - засучив рукава правозащитной деятельности неоднократно был избран членом правления Российского и Международного обществ «Мемориал», успешно занимался порученными ему сферами работы и помогал людям, у которых власти топчут человеческие права и свободы в России и в ряде постсоветских стран.
Существенной из сфер его деятельности была в московской приёмной Объединения лиц, пострадавших от политических репрессий в периоды «раскулачивания», «поиска врагов народа», «большого террора», «врачей вредителей», борьбы с «низкопоклонством перед западом», «волюнтаризма» и «застоя». По его словам, в приёмную в среднем каждую неделю обращались 30 человек. Он, не жалея времени, усилий, тщательно изучал материалы посетителей, с разными сложностями судьбы и документировал, составлял обращения, письма, когда нужно посещал необходимые для выяснения того или иного вопроса учреждения, должностных лиц или посылал запросы, делал телефонные звонки, а также при необходимости мог привлечь юриста, архивного работника. Он всем этим добивался надлежащего результата - содействовал их реабилитации.
Поэтому посетители московской приёмной Объединения лиц, пострадавших от политических репрессий, относились к нему как к родному, который сочувствует к ним, к их страданиям, боли, потерям и пытается всячески облегчить их участь. Немалое число жертв политических репрессий мечтали о создание мемориального места - памятника в Москве об их горькой участи. Исходя из этого, по словам Виктора: «Особо памятным событием стало открытие памятника - Соловецкого камня - на Любянской площади 30 октября 1990 года. Олег Орлов и я были назначены ответственными за этот проект от правления «Мемориала». Мы держали связь с Моссоветом, который 10 сентября 1990 года на заседании президиума принял решение об установлении камня…».[10] Он также напоминал, что это памятная дата установлена не государством, а самими политзаключенными мордовских и пермских лагерей, впервые в 1974 году устроившими голодовку в знак протеста против своего тяжкого положения, как день борьбы и солидарности. В этой связи Андрей Сахаров, провёл пресс - конференцию, посвященную тяжёлому положению политических узников в Советском Союзе. А решение Верховного Совета России от 18 октября 1991 года лишь внесло его в государственный календарь под названием «День памяти жертв политических репрессий».[11] И по ныне день 30 октября каждого года в России и в ряде постсоветских странах отмечается как день памяти, солидарности с жертвами политических репрессий и в Москве к памятнику - Соловецкому камню, возлагаются венки, цветы.
Виктор, выполняя и другую возложенную на него правлением «Мемориала» важную задачу, поддерживал связь с регионами, оказывал им помощь в совершенствование организации правозащитной, просветительской и историко-архивной деятельности. И с этой целью посетил множества краёв, областей, городов, посёлков, сёл России и некоторые постсоветские страны. Он об этом: «Мне удалось побывать во многих региональных отделениях «Мемориала» и мемориальных организациях: Санкт-Петербург, Иркутск, Тула, Волгоград, Архангельск, Казань, Екатеринбург, Орёл, Рязань, Пермь, о. Соловецкий, Новороссийск, Геленжик (пос. Кабардинка), города и посёлки Республики Коми, Сывтывкар, Ухта, Евма (Княж-Погост), Усть-Вым (Айкино), Троицко-Печорск. На Украине - Харьков, Киев, Одесса, Днепропетровск, Винница, Чернигов. В Казахстане - алма- атинское общество «Адилет», в Эстонии - общество «Memento» в Таллине».[12] Он в посещаемых местах выявлял серьёзные возможности небольшой группы отважных правозащитников, правдоискателей внести потрясение в иллюзию правоты только силовых органов, чиновников, властей, будил спящих, разъяснял растерянным, колеблющимся, и этим одаривал их верой в гражданскую активность, в положения Всеобщей декларации прав человека, Конституции России и ряда постсоветских стран. Он, поэтому призывал не опускать руки, делать выводы о надвигающимся умерщвлении законности, ростков демократии, прав, свобод простых людей, ибо многое зависит и от нашей активности, компетентности, последовательности, смелости. Строки из стихотворения поэта - правозащитника, которого он знал и уважал:
«А тот - прямой и неудобный,
Один боец среди «зайчат».
Его грызёт чиновник злобный,
А все всё видят и молчат…
К чему наивная игра?
Не трус - и всё! Он всюду вечный,
Бой против Зла, за человечность,
В рядах поборников Добра».[13]
Он в местах, где бывал, оказывая региональным организациям помощь в усовершенствование правозащитной, просветительской и историко-архивной деятельности, нёс людям свет свободы, добра, истины, надежды, отваги и этим усиливал «ряды поборников Добра».
Чужую беду, проблему воспринимал как свою собственную
Виктор, умел спокойна и доходчиво разъяснять невозможность возведения общества социальной справедливости - реально демократическую, реально плюралистическую, на основе шовинизма, национализма или особого статуса так называемой «титульной» нации. Он, по поручению правления «Мемориала» установил связи с рядом московских национальных общин и оказывал им правозащитную поддержку, помощь в огласке и решение их проблем. Он об этом: «Я поддерживаю контакты с представителями диаспор: с российскими немцами, с крымскими татарами (они, в шутку, даже объявили меня «почётным крымским татарином»), с мордовской общиной, с казахами, с турками-месхетинцами, другими этническими организациями».[14] Одна из самых трагических, преступных деяний сталинского режима, связана с массовым выселением 12 народов, в период 1941-1944 годы, которые были обвинены в предательстве, сотрудничестве гитлеровскими агрессорами и лишились родных земель и национально-территориальных автономий, имевшиеся у большинства из них. В их числе Поволжские немцы, которых лишили статуса автономной республики и депортировали в Сибирь и Казахстан. Руководитель этой преступной акции генерал И. Серов, зам. наркома НКВД СССР, предложил их территорию порайонно поделит секретарю Сталинградского обкома и секретарю Саратовского обкома, но они между собой поссорились, не желая принимать районы. Но когда Серов, повёз их посмотреть на опустевшие деревни, районы их точки зрения поменялись: «Поехали по деревням. Подъезжая к деревне, видим - ходит стадо сытых коров, овец, телята. В деревне в хлевах заготовлено сено, стоят лошади, также хорошо упитанные. Местами уже скошена трава, стоят копны с сеном. На полях растет урожай пшеницы и др. Одним словом, хорошие дома, скотина и т. д.».[15] После увиденного секретари обкомов начали бороться за присоединение деревень, районов к себе в область. Это свидетельство того, что Поволжские немцы были насильно под дулом автоматов лишены от своих высоко образцовых хозяйств, домов, сёл, районов. Естественно, российские немцы после войны, осуждения сталинского культа личности, массовых репрессий и депортации народов, желали реабилитации и возвращения им государственной автономии на основе закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов».[16]
Виктор, был одним из организаторов и сопредседателем проведенного 26 февраля 1998 года, в Москве, совместной с общиной российских немцев, Общественным центром имени А.Д. Сахарова и «Мемориалом» научно - практического круглого стола на тему: «Языковые права человека». Он как правозащитник, учёный уловил, поднятие головы в постсоциалистических странах Восточной Европы, России, постсоветских республиках, шовинизма так называемых «титульных» наций и опасности этого в политическом, этническом, социальном, культурном, языковом плане. По его мнению, в основу государства нужно закладывать не национальную идею, а идею защиты прав человека. И говорил: «Сегодня вновь образованные национальные государства еще многого не сделали для развития своей культуры. Но пора уже, господа, отгребать в другую сторону и начинать антинационалистическое просветительское движение… Нужно ли создать организацию, которая занималась бы защитой языковых и этнических прав? Ведь не только в СНГ, но и по всему миру сегодня эти права нарушаются. Почему бы не начать разъяснительную работу с населением, работу по популяризации ваших трудов, пропаганду полиэтничности…».[17] И на реплику, где же эти полиэтничные? Ответил: «Вы это можете увидеть, во - мне. У меня отец - украинец, мать - еврейка. Они говорили на русском языке. Дедушки и бабушки с обоих сторон тоже, хотя знали в известной мере и украинский. Я знаю русский и английский. Жена у меня русская, в среднем уровне знает английский, также когда-то знала китайский, но ныне почти забыла. Её отец-инженер строил завод в Китае, и она в школьные годы 5-6 лет жила там. Социальная среда, потребность формируют и языковые реалии». Автор этих строк тоже выступил с сообщением на тему: «Языковая политика как показатель соблюдения прав человека, на примере Узбекистана». И отметил, что языковые права непросто связаны, а переплетены с политической, социально-экономической, культурной, духовной базой и историко-политической динамикой развития страны. Соответственно отмеченным процессам можно выделить ряд периодов в изменении языковой политики и языковых прав граждан Узбекистана. Привлекательность английского, русского и узбекского языков определяется их значением в самоидентификации человека, в познании и реконструкции людского бытия, в росте знаний, освоении навыков технологий, финансов, коммуникаций, а также под воздействием политических, духовных запросов.[18]
16 февраля 1999 года в Ташкенте, столице Узбекистана произошли ряд взрывов. Формально президент, но реально диктатор И. Каримов, вначале заявил, что это дело рук «исламских террористов» и он отрежет «им руки». Но спустя несколько дней, без предъявления каких-либо доказательств, он начал обвинять представителей демократической оппозиции Узбекистана. Независимые наблюдатели отмечали, что обвинения Каримова, в условиях тотального контроля СНБ (КГБ), МВД и других силовых структур граждан страны являются совершенно беспочвенными и маскируют его желание не допустить демократическую оппозицию и немалое количество сочувствующих к ней к президентским и парламентским выборам, а самому узурпировать власть на третий и последующие сроки. Спустя два дня 19 февраля был вероломно и подло похищен, арестован Мамадали Махмудов - выдающийся узбекский писатель, выступающий за реальную независимость Узбекистана, его демократический путь развития, соблюдения прав, свобод граждан и единство, сближение стран Туркестана. «По данным местных правозащитников, карательными органами составлены чёрные списки «ненадёжных граждан», подозреваемых в оппозиционных настроениях к властям. Как в 30-е годы сталинского террора, преследуются не только сами подозреваемые во враждебности к режиму, но и их родственники».[19] В эти же после взрывов дни были арестованы несколько тысяч демоппозиционеров и сочувствующие к ним, а также религиозные активисты. «Он неоднократно помогал освобождению из заключения политических беженцев, правозащитников из Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Когда нужно было, он оказывал непосредственную помощь, принимал их у себя, прятал. Я помню случай, когда летом 1999 года нужно было срочно найти, место жительство, для группы беженцев. Я по телефону искал для них место и в этот момент ко мне в кабинет вошел Виктор. Он, тогда по совместительству работал и в Московской Хельсинкской Группе (МХГ), а наш офис находился в здание МХГ.
Он понял, что к чему, и сказал мне, прекращай поиски, пусть они побудут у нас на даче. Этим он оказал бесценную помощь беженцам. Похожих случаев было немало. Он, несмотря на занятость, всегда принимал участие в пикетах, митингах и собраниях «Общества содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии».[20] В архиве автора этих строк имеется фотография, где запечатлены В. Кучериненко, Р. Вагипов, А. Маннапов, А. Любославский, которая показывает эпизод митинга-пикета протеста, состоявшейся в сентябре 1999 года, возле посольства Узбекистана, в Москве, с лозунгами -
требованиями «Свободу Мамадали Махмудову!», «Свободу Мухаммаду и Рашиду Бекжанам, Юсуфу Рузимурадову, Кабулу Диярову, Немату Шарипову - активистам демоппозиции!», «Свободу политическим узникам Узбекистана!», которые участники громко многократно скандировали и соответствующее обращение был вручен представителю посольства. Его чуткость к боли, проблемам других, благородство, великодушие, доброта, не от того, что он был простаком, неким современным Дон Кихотом, вовсе нет, наоборот, от того, что он был много знающим, талантливым человеком, абсолютно убежденный в главенство добра в людской жизни, гуманистом.
Печально и горько, когда демократия отступает и её ростки растаптывают
Говорить правду, всегда было нелегко, особенно эрудиту - много знающему, свободно мыслящему человеку.
Виктор, был именно таким и не боялся говорить, писать правду, отстаивать своё мнение, сообщать людям истину. Он, будучи внутренне свободной личностью, отстаивал неоспоримость право каждого быть свободным, счастливым и жить по - совести. Без какого-либо диктата. Мне приходилось видеть доброе, уважительное отношение к Виктору Кучериненко и слышать добрые, уважительные слова в его адрес со стороны Елены Боннэр, Сергея Ковалёва, Галины Старовойтовой, Ларисы Богораз, Людмилы Алексеевой, Виктора Игрунова, Льва Понамарева, Александра Любославского, Бориса Кудашкина, Сусанны и Михаила Печуро и других. Несмотря на то, что мне по причине политических преследований пришлось с начало июня 2002 года из Москвы, России переехать и жить в США, с Виктором, Сусанной и Михаилом Печуро, поддерживал тесную связь и общался по телефону, электронной почтой, скайпом.
Его до конца своих дней беспокоил урезание властями в России, идущими за ней постсоветских странах, свободу слова - существенного компонента демократии; антиконституционное использование обманных референдумов, для проведения «выборов без выбора» - узурпации власти; раскрутка преследований, репрессий против правозащитников, демоппозиционеров, инакомыслящих; отмена выборов глав областей, краёв; войны в Чечне, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии; разгул антизападных заявлений и т. д. Он также знал и поэтому горевал тому, что диктаторские режимы научились, используя различные способы - ложь и дезинформацию, лоббирование и подкуп, страх и произвол, религии и традиции, экстремизм и террор, шантаж и угрозы, интернет и электронику, у себя в вотчине, регионе, цивилизованных странах и международной арене «обелять» свои противоправные, преступные деяния. Всё это он, также как автор этих строк, и наши общие друзья Сусанна и Михаил Печуро, Александр Любославский, Борис Кудашкин, Лев Левинсон и другие считали, отступлением демократии. «Отныне уязвимость Америки будет возрастать всегда, - писал Збигнев Бжезинский, - когда демократия за её пределами окажется под угрозой отступления, а такая демократия, в свою очередь, будет более уязвимой, если Америка позволит себя запугать».[21]
Мне кажется, запугать США трудно, почти невозможно, но отдельных чиновников, вовлечь в завуалированную коррупцию со стороны лоббистов, которые мастаки за солидную оплату, по заказу представителей диктаторских режимов, упросить, убедить смотреть, сквозь пальцев на противоправные, преступные деяния этих режимов, очернять достойных личностей, усложнять им жизнь, которые критикуют узурпаторов власти - диктаторов, тиранов и их систем лжи, произвола, коррупции, насилия в своих странах, видимо возможно. Он очень хотел, чтобы цивилизованные страны, прежде всего лидеры, должностные лица США, не поддавались разным привлекательным уловкам лоббистов, представляющих диктаторские режимы. Он очень желал, чтобы демократические завоевания, всходы в России, постсоветских республиках, постсоциалистических странах Восточной Европы сохранились и усиливались, доросли до полной победы демократии. «Лидерство и доминирование США в мире гарант международного мира, стабильности, порядка, и чтобы не говорили скептики, способствует движению диктаторских и авторитарных режимов в сторону постепенного ослабления, расстройства и конца, реализации устремлений народов к свободе, демократии, законности, благополучию, сменяемости власти, открытости, плюрализму, соблюдению Конституций».[22] Он верил в то, что США и развитие цивилизованные страны были и остаются оплотом демократии и помощниками борющихся против диктаторов, диктаторских режимов демократической оппозиции, правозащитников разных стран.
Его настойчивое, спокойное и повседневное отстаивание интересов репрессированных по политическим причинам в периоды «раскулачивания», «поиска врагов народа», «большого террора», «врачей вредителей», борьбы с «низкопоклонством перед западом», «волюнтаризма», «застоя» и обездоленных, наиболее страдающих людей, в связи игнорированием их прав и свобод со стороны силовых структур, чиновников, властей, а также оказание помощи региональным организациям «Мемориала», национальным диаспорам не прошли бесследно. Он, снискал уважение, симпатию мыслящих, самостоятельных личностей, правозащитников, демократических оппозиционеров в России и в ряде постсоветских странах. Для всех кто его знал, он был и остался личностью уникальной доброты, высокого интеллекта, неоглядной отзывчивости и духовной щедрости. И одновременно, личностью стойко, принципиально отстаивавший ценности демократии, прав, свобод человека, плюрализма, свободы слова, сменяемости власти. Молодёжи, ищущей пути избавления от произвола, жестокости, подлости, коррупции, узурпации власти диктаторских режимов и добиться истины, справедливости, законности, сменяемости власти, мира, реальной демократии есть чему научится у него.
Примечания
Эпиграфы: Джеймс Мэдисон К народу штата Нью-Йорк. Ноября 22, 1787 г., Федералист № 10 - В книге: Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.: Прогресс - Литера, 1993 http://grachev62.narod.ru/Fed/Fed_10.htm
Андрей Сахаров Неизбежность перестройки - В книге: Тревога и надежда. Второе издание. М.: Интер - Версо, 1991, с. 246 - 247
Фотографии из архива автора
1. Памяти Виктора Кучериненко http://hro2.org/node/20076 Умер Виктор Кучериненко http://www.memo.ru/d/206202.html Абдуфаттах Маннапов Остановилось благородное сердце. В. А. Кучериненко - правозащитник, учёный, гуманист http://www.dunyouzbeklari.com/?p=83239 https://turonzamin.org/2014/09/08/abdufattah/ Его же. Остановилось благородное сердце Виктор Кучериненко - В сборнике: Бостонский Мемориал. Материалы X Конференции. Основные доклады. Boston University. 19 сентября 2015 г., Бостон, США, 2015, с. 16 - 19
2. Виктор Кучериненко У «Мемориала» есть будущее - работа на долгие годы (2002 г.) - Исторический журнал Карта, рубрика Портрет, с. 113 - 120. http://issuu.com/memorial62/docs/kucerinenko?e=6697166/9198594 Его же. Языковые права человека. Круглый стол в Общественном центре имени А.Д. Сахарова (26 февраля 1998 г.) - Российские немцы. Политика, культура, образование. Информационный бюллетень Международного Союза российских немцев, № 4, Москва, 1998, с. 42 - 80. Его же Завтра Москву будут «очищать от непрошенных гостей»? (3 ноября 2005 г.) https://www.tuvaonline.ru/2005/11/03/rasizm.html
3. Михаил Печуро. Естественная история - В книге: Опоздавшие стихи. Орёл: издатель А. Воробьев, 2007, с. 57
4. Виктор Кучериненко У «Мемориала» есть будущее - работа на долгие годы (2002 г.) - Исторический журнал Карта, рубрика Портрет, с. 113 http://issuu.com/memorial62/docs/kucerinenko?e=6697166/9198594
5. Там же, с. 115
6. Там же, с. 114
7. Булат Окуджава В нашей жизни, прекрасной и странной - В сборнике: Стихи https://www.culture.ru/poems/14346/v-nashei-zhizni-prekrasnoi-i-strannoi
8. Андрей Сахаров Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. - В книге: Тревога и надежда. Второе издание. М.: Интер - Версо, 1991, с. 11 - 47
9. Виктор Кучериненко У «Мемориала» есть будущее - работа на долгие годы (2002 г.) - Исторический журнал
Карта, рубрика Портрет, с. 114. http://issuu.com/memorial62/docs/kucerinenko?e=6697166/9198594
10. Там же, с. 117
11. Газета: 30 Октября № 135, 2016 https://nkvd.tomsk.ru/content/editor/30%20Oktabrja/135_final_30oct.pdf
12. Виктор Кучериненко У «Мемориала» есть будущее - работа на долгие годы (2002 г.) - Исторический журнал Карта, рубрика Портрет, с. 117. http://issuu.com/memorial62/docs/kucerinenko?e=6697166/9198594
13. Борис Кудашкин Новый Дон Кихот - В сборнике: Николкина правда (Поэтическая публицистика). Стихи. Поэма. Москва: Издательство «Сам себе адвокат», Комитет «За гражданские права», 2000, с. 36 14. Виктор Кучериненко У «Мемориала» есть будущее - работа на долгие годы (2002 г.) - Исторический журнал Карта, рубрика Портрет, с. 120. http://issuu.com/memorial62/docs/kucerinenko?e=6697166/9198594
15. Иван Серов Записки из чемодана. Тайные дневники первого председателя КГБ, найденные через 25 лет после его смерти. Глава 7. Депортация народов. 1941-1944 годы. Раздел: Немцы Поволжья. М.: Просвещение, 2016, с.185 http://militera.lib.ru/db/0/pdf/serov_ia01.pdf
16. Российские немцы. Политика, культура, образование. Информационный бюллетень Международного Союза российских немцев, № 4, Москва, 1998, с. 4 - 13; 25 - 29; 30 - 32; 87 - 89
17. Там же, с. 71: Виктор Кучериненко (сопредседатель) - Языковые права человека. Круглый стол в Общественном центре имени А.Д. Сахарова (26 февраля 1998 г.), подробно с. 42 - 80.
18. Там же, с. 67 -70: Абдуфаттах Маннапов «Языковая политика как показатель соблюдения прав человека, на примере Узбекистана».
19. Абдуфаттах Маннапов Фальшь и террор. - Журнал «Защита прав и свобод человека», Иркутск-Москва, №5, октябрь 1999 года, с. 10 - 11. См. там же, с. 10: Мамадали Махмудов. ЗАЯВЛЕНИЕ. Президенту Республики Узбекистан И. А. Каримову, Международным правозащитным организациям, Международным радио – печати, Организации Объединенных Наций. ОБРАЩЕНИЕ. Председателю ОБСЕ г-ну Кнуту Воллебаку, Правозащитным организациям мира, Лидерам демократических организаций. Мамадали Махмудов, Мухаммад Бегжон, Рашид Бегжон, Юсуф Рузимурадов, Кабул Диёров, Немат Шарипов (Перевод с узбекского на русский язык А. Маннапова). Его же Памяти узбекского писателя Мамадали Махмудова
https://ihahr.org/articles/pamyati-uzbekskogo-pisatelya-mamadali-mahmudova
20. Его же Остановилось благородное сердце. В. А. Кучериненко - правозащитник, учёный, гуманист. http://www.dunyouzbeklari.com/?p=83239 https://turonzamin.org/2014/09/08/abdufattah/ Его же. Остановилось благородное сердце Виктора Кучериненко - В сборнике: Бостонский Мемориал. Материалы X Конференции. Основные доклады. Boston University. 19 сентября 2015 г., Бостон, США, 2015, с. 16 - 19
21. Збигнев Бжезинский. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2005, c. 43
22. Абдуфаттах Маннапов Великий президент. О некоторых штрихах исторической роли Франклина Рузвельта
https://turonzamin.org/2016/07/03/af-5/ http://www.dunyouzbeklari.com/?p=140817
4 сентября 2024 года