Russian English

Новогодняя записка о войне

Лев Тимофеев

Лев Тимофеев, писатель, российский публицист, учёный-экономист и общественный деятель, советский диссидент

Всё, завязал с публицистикой. Не могу больше год за годом хоть и разными словами, но говорить об одном и том же, об одном и том же. Я, например, предъявлял с цифрами в руках и печалился: ситуация, скажем, экономическая, в стране всё тревожнее и тревожнее… а она и на деле никак не улучшается, цены растут, инвестиций кот наплакал, в бизнесе неодолимые трудности и т.д. – и сколько-нибудь существенное улучшение в будущем никак не проглядывается. А я что, все и буду ла-ла да ла-ла? Кому?

Или вот открытые письма. Кто их читает? Во времена оные (Очакова и покоренья Крыма) я написал Открытое письмо президенту Путину, простодушно предостерегая его от действий, которые (уже тогда совершенно очевидно) будут иметь для России тяжелые последствия. И что? Действия состоялись, последствия не заставили себя ждать. Понятно, что мне на письмо никто ничего не ответил, да и кто его читал – друзья в Фейсбуке?… И те же друзья говорят, мол, хорошо, если ТАМ не читали: ответ мог быть такой, что мало не показалось бы.

В отсутствие политического выбора эффективность публицистики (в том стиле и жанре, в каком писал – здесь я только о себе) стремится к минимуму, если не к нулю… Да, знаю, возможен и другой взгляд: как раз отсутствие политического выбора, напротив, стимулирует развитие новых, современных жанров публицистики: видео, тексты и акции в соцсетях, вообще в Интернете. Но мне это все, увы, уже не по силам.

Словом, писать по-прежнему я отчаялся и простодушно решил, что единственное, что мне остается, это написать совершенно личную записку. Может, у кого из читателей будет оказия, и записку передадут адресату… ну, или нескольким адресатам.

Будучи человеком нескромным, написать я решил прямо в Кремль. Но как обратиться? Друзья? Но у меня там вроде нет друзей. Господа-товарищи? Нет это как-то уж официально, а я хочу сказать нечто доверительное. Соотечественники? Ну это прямо как воззвание…

На зоне, да и в армии, если встречаются незнакомые, то первый вопрос: ты откуда? О, и я оттуда. Земляк. Так и обращались друг к другу: эй, земляк, земеля. Ну а на воле мы ведь все земели – все здесь, в России. Вот я и решил, напишу-ка я землякам.
Итак…

НОВОГОДНЯЯ ЗАПИСКА ЗЕМЛЯКАМ В КРЕМЛЕ И ОКОЛО – О ТОМ, ЧТО ВСЕМ И БЕЗ МЕНЯ ИЗВЕСТНО

Земляки! С Новым годом! Что пожелать вам? Желаю в наступающем году вспомнить о вводе (как раз под Новый год) ограниченного контингента войск в Афганистан. Афган – страна в общем-то невеликая, но тот военный конфликт, изначально замысленный, видимо, как небольшое дополнение к захвату дворца Амина, запустил десятилетний конвейер доставки на Родину «цинковых мальчиков». ДЕСЯТИЛЕТНИЙ!

Надеюсь, среди вас, земляки, нет идиотов, подобных некоторым генералам (среди них почему-то особенно невоздержаны на язык отставники), которые говорят, что завоевать Украину – дело трех дней… или даже трех часов… или пятнадцати минут, достаточных для полета ракеты от…до…

Я был знаком с замечательными украинцами – Степаном Хмарой, Зоряном Попадюком, другими. Они мечтали о независимости своей страны… и были моими солагерниками на зоне Пермь-36. Позже я приятельствовал и с великолепным Вячеславом Чорновылом, тоже политзэком, который был бы замечательным президентом Украины, если бы не погиб (убили?) в автокатастрофе. Так вот если хотя бы небольшая доля украинского (оставлю публицистам слово НАРОД) населения понимают мир, себя в этом мире, свою страну, Россию так же, как понимали ее упомянутые мной украинцы, все генеральские подсчеты есть ни что иное, как преступное словоблудие.

В наше время нет и не может быть победы одной страны над другой (оглянитесь хотя бы на тот же Афганистан и его судьбу вплоть до сегодня, спустя сорок два года). Не может быть и коротких войн: сколько продолжаются операции в Сирии и скольких русских жизней они уже стоили?

Говорите, Запад наступает? Я не хочу здесь ни говорить о Крыме, ни вспоминать Стрелкова-Гиркина на Донбассе. В затеянном вами историческом матч-реванше, в конкретной сегодняшней шахматной партии настал момент, когда надо не анализировать прошлые ходы (это на потом, обязательно), но искать пути к мирной ничьей.

Сейчас в военном противостоянии стороны дошли до черты невозврата. Перешагнуть ее – преступление, какого еще не бывало в истории человечества. Повторяю: ПРЕСТУПЛЕНИЕ, какого не было в истории человечества. Не было и уже не будет, поскольку может привести к исчезновению человечества как биологического вида. Одни пауки останутся на Земле…

Сильно надеюсь, что никто из вас, земляки, на это не решится… Надеюсь на это, потому что мне, очень немолодому пенсионеру, живущему в маленьком провинциальном городишке, больше надеяться не на что. Да и тем землякам, кто моложе и кто живет в других городишках, или селах, или больших городах тоже надеяться больше не на что.

Источник: Эхо Москвы, 1.01.2022

Страна: