Russian English

Как оспорить путинский указ о "спецоперациях"

Зоя Светова

Могут ли простые граждане повлиять на решение президента и заставить его изменить свое мнение о какой-либо проблеме? За последние годы мы привыкли к отрицательному ответу, но сейчас стоит попытаться

Для оспаривания решений главы государства существует высшая судебная инстанция. Туда и обратилась группа неравнодушных граждан, которые решили оспорить недавний указ Путина, оценивающий как государственную тайну сведения о потерях российских военнослужащих в мирное время в период проведения спецопераций.

Верховный Суд рассмотрит жалобу на президентский указ 13 августа 2015 года.

Заявление, поданное в Верховный Суд группой журналистов и общественных деятелей (Аркадий Бабченко, Владимир Воронов, Светлана Давыдова, Павел Каныгин, Руслан Левиев, Тимур Олевский, Григорий Пасько, Лев Шлосберг), содержит несколько весомых правовых аргументов в пользу того, чтобы признать указ незаконным. Главные аргументы таковы:

Президент вышел за рамки своих полномочий, вводя новую категорию секретной информации. Согласно Конституции, доступ к информации может быть ограничен только федеральным законом, но не подзаконным актом, каковым является президентский указ.

Согласно закону о государственной тайне, информация о чрезвычайных происшествиях, повлекших гибель людей, не может быть засекречена.

Также указ о засекречивании потерь в мирное время представляет серьезную опасность для журналистов, освещающих события в зоне конфликта. Как пишет представляющий интересы заявителей адвокат Иван Павлов, «В законодательстве отсутствует определение ''спецоперации'', да и проводятся они в закрытом режиме — ''без объявления войны''. Понять, где гостайна, а где информация свободного доступа, становится проблематично; и журналист рискует стать объектом уголовного преследования за нечаянное разглашение гостайны».

Засекречивание потерь — это преступление против общества. Государство таким образом присваивает «монополию на правду», лишая граждан права на информацию и на принятие собственных решений: без всего этого невозможна демократия. Один из заявителей Лев Шлосберг, расследовавший ситуацию с тайными похоронами псковских десантников, предположительно погибших в зоне украинского конфликта, очень точно охарактеризовал происходящее:

«Фактически этим указом государство сказало своим солдатам, всему народу: вы — боевой мусор, вы — безымянное пушечное мясо; мы отправим вас на любую войну, будь она трижды незаконна, отправим вас тайно, убьем вас тайно, похороним вас тайно, и даже ваши матери, жены, дети, братья, сестры не будут иметь права знать, как вы погибли, где вы погибли и за что вы погибли, это не ваше дело и не их дело».

Обращение об оспаривании указа Путина можно поддержать, написав письмо в Верховный Суд по адресу: 121260, Москва, улица Поварская, 15.

Что можно написать?

Все очень просто: в Верховном Суде работают такие же граждане, как мы, и у них тоже есть дети, у многих есть сыновья, которые так же, как и наши дети, в случае военных конфликтов могут быть призваны на войну. Война, как известно, происходит и в «мирное» время; на Украине гибнут и российские граждане.

И указ президента о засекречивании потерь в мирное время противоречит российскому закону.

Если вы согласны с этим мнением, напишите об этом в Верховный Суд. Чем больше будет писем от рядовых граждан, тем труднее будет Верховному Суду России отмахнуться от жалобы восьмерых журналистов и общественных деятелей, которые 13 августа будут оспаривать этот указ Путина.

Это решение должно быть принято в интересах всех нас.

Автор: Зоя Светова, журналист, член ОНК Москвы, лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека

Источник: Эхо Москвы, 28.07.2015

Страна: