Владимир Кара-Мурза: То, что происходит сейчас на Украине, после объявленного Петром Порошенко прекращения огня, с большим трудом можно назвать перемирием. Накануне погиб оператор Первого российского телеканала Анатолий Клян. Погиб он при загадочных обстоятельствах, когда якобы автобус с мирными матерями призывников проехал к казарме. Но подозрительно, судя по телевизионной картинке, выглядел водитель этого "мирного" автобуса, который был в камуфляже.
Кто противится миру в Украине? У нас в студии правозащитник, лидер ООД "За права человека", член Московской Хельсинкской группы Лев Пономарев и политолог, научный руководитель факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.
Но сначала мы поговорим с нашим спецкором Андреем Бабицким, он на прямой связи из Луганска.
Андрей, какова ситуация в регионе?
Андрей Бабицкий: Я бы охарактеризовал ее как паузу. Все живут в ожидании возобновления военных действий, которые будут возобновлены, судя по действиям, предпринимаемым украинскими военными. Стягивается бронетехника в районах Славянска, Луганска и Донецка, и сюда перебрасываются значительные силы. Люди полагают, что со дня на день, а скорее всего, прямо сегодня боевые действия будут возобновлены. Есть некоторые детали, указывающие на то, что все произойдет именно так в ближайшее время. Например, обстрелы Славянска и Луганска, где я сегодня находился, не прекращаются. Мы выезжали с моим чешским коллегой к поселку Металлист, это окраина Луганска, где на прошлой неделе погибли двое российских журналистов, и там действительно идет перестрелка, причем стреляют не только с украинских позиций, но отвечает и тяжелая артиллерия со стороны луганских ополченцев. Поэтому говорить о перемирии довольно сложно, можно говорить об обстрелах и боях с низкой интенсивностью. Что касается Славянска, так активность обстрелов и боевых столкновений остается на достаточно высоком уровне.
Владимир Кара-Мурза: Спасибо, Андрей!
Отчасти конфликтная ситуация переместилась и в Москву в минувшие выходные – во дворе Дома журналистов, в котором заседал Конгресс интеллигенции, посвященный ситуации на Украине, в частности, его пикетировали противники перемирия. Об этом расскажет Лев Александрович Пономарев.
Лев Пономарев: Для начала надо сказать, кто там собрался. В Доме журналиста, в конференц-зале собралась очередная сессия Конгресса интеллигенции. Это люди, которые выступают против войны, самоизоляции России и тоталитаризма. Это такая группа интеллигенции, которая себя обозначила этим названием. И возникла эта группа в начале марта, когда произошла аннексия Крыма, и многие из интеллигенции по одиночке высказывались против этой аннексии. Некоторые организации тоже высказывались, например, ПЕН-Центр принял резолюцию, что они против аннексии Крыма, Правозащитный совет России. И в какой-то момент стало ясно, что надо объединить всех и показать, что это определенная сила, что не все поддерживают. Были собраны подписи, их около 500, и около сотни – люди первой величины в России, известные на всю страну люди.
Тогда появились два списка, одновременно появился так называемый список Мединского – это тоже люди из интеллигенции, которые сказали: мы поддерживаем любые действия Путина. И таким образом произошел раскол интеллигенции по отношению к Крыму. Этот конгресс произвел еще несколько документов, в том числе нами была предложена "дорожная карта", и в каком-то смысле можно сказать, что она сейчас выполняется. Любую "дорожную карту" просто написать, но выполнить ее сложно. Она была опубликована в "Новой газете", которая оказывает информационную поддержку Конгресса.
И последний конгресс был посвящен теме животрепещущей – раскол общества и как его остановить, роль и ответственность интеллигенции в расколе общества. Если на Украине идет война, эта война может и в России пройти, если раскол будет сохраняться. А потом было нападение, о котором вы говорите. В середине нашего заседания полили какой-то горючей жидкостью, мы были вынуждены прерваться. На нас напало Национально-освободительное движение России.
Владимир Кара-Мурза: Марк, а что вас побудил участвовать в этом конгрессе?
Марк Урнов: С моей точки зрения, самое опасное, что может быть в современном обществе, это очень высокий градус агрессии, который сейчас зашкаливает повсюду. Зашкаливает в элитах, в общественном мнении, среди друзей. Люди на таком уровне озлобленности, с одной стороны, с другой стороны, такого пафосного самоутверждения, они не склонны к сколь-нибудь мудрым решениям. Человек высокоагрессивный тяготеет к примитивным решениям, которые в результате ведут к ошибкам, трагедиям и развалу. На сегодняшний день это достигло опасной черты. С моей точки зрения, нужно сделать все, чтобы охолонула страна, и в элитах, и в массовом сознании. И освободившись от этого напряжения, ощущения того, что "мы должны всем врезать, иначе нас все сожрут", просто сесть и подумать, взвесить, что мы можем, что не можем, что хорошо нам, а что плохо, во имя чего мы действуем. И тогда просто начинать жить нормально. То, что происходит сейчас, это такая фантасмагорической силы истерика, которая, с моей точки зрения, ни к чему хорошему не приведет, как никогда ни одна истерика не приводит. Особенно когда она принимает характер политических проявлений.
Вот очень характерно, что было на конгрессе. Собрались люди, чтобы обсудить, как бы сделать так, чтобы в обществе было мирно, стоят пикеты, причем достаточно равнодушные люди держат в руках плакаты: "Кто поддержит Майдан, тот поедет в Магадан!" или "Тут собрались предатели России!" Начинается в зале разговор – вламывается какой-то человек, прихрамывающий, видимо, военный инвалид, он не слышал, что там делается, но он входит с плакатом "Позор!" и начинает кричать: "Позор вам, предатели!" Потом уходит. Потом появляются еще какие-то странные люди и разливают эту жидкость. На самом деле, мы против этого – против того, чтобы люди не слушали друг друга, а сходу обвиняли: ты предатель, подлец, тебя купили… Так не делается политика, так разваливается страна.
Источник: Радио Свобода, 30.06.2014