С началом полномасштабного вторжения России в Украину белорусы активно проявляют антивоенную позицию: проводят марши и пикеты, приводят в негодность железнодорожное оборудование, чтобы замедлить движение российской военной техники, помогают в информационной войне, воюют на стороне Украины.
Сегодня годовщина вторжения российских войск на территорию Украины, а в Беларуси 12 человек за диверсии на железной дороге приговорены в общей сложности к 191,5 года неволи. За передачу фото российской военной техники в СМИ осуждено не менее 31 человека, за желание воевать на стороне Украины в неволе находятся по меньшей мере 11 человек, восемь из которых осуждены. Не менее 20 человек подверглись преследованию за публичное осуждение российской агрессии и поддержку Украины. За первые полтора месяца войны в Беларуси за антивоенные акции было задержано более полутора тысяч человек.
Всего за проявление антивоенной позиции задержано не менее 1575 белорусов и белорусок. Из них 56 человек осуждены по уголовным делам на срок от 1 до 23 лет. «Вясна» рассказывает о преследовании белорусов за антивоенную позицию.
Самые массовые антивоенные выступления прошли по всей стране 27 и 28 февраля 2022 года. За два дня в Беларуси было задержано более 1100 человек.
Участников антивоенных акций преследовали за одежду и символику желто-голубых цветов, за надпись «Нет войне» на одежде, за возложение цветов возле посольства Украины в Минске. Белорусы протестовали не только в столице, но и в большинстве регионов страны.
Задержанные на акциях подвергались пыткам со стороны силовиков. Протестующих сильно избивали в РУВД, откуда некоторые попадали прямо в больницы.
«Когда я лежал в больнице, то мне знакомые скинули ссылку на TikTok, где ролик со мной собрал около 60 тысяч просмотров. Это согрело мне душу, и я надеялся, что когда какая-то часть украинцев посмотрит это видео, то хоть немного поймут, что настоящие белорусы никогда в жизни не запустили бы в них ракеты», — рассказал Павел, которого задержали на антивоенной акции, избили в РУВД и затем отвезли в больницу.
Как рассказывал в интервью бывший арестант, в какой-то момент люди начали кричать «Путин ху*ло». Именно это, по мнению парня, и стало причиной жестких задержаний на антивоенной акции в Минске. К парню сразу подбежали трое или четверо силовиков, повалили его на землю и начали избивать дубинками. Ему нанесли 14 ударов, пять из которых были по голове. После этого подбежал омоновец и придержал парня, пока ждал своих коллег. В итоге несколько силовиков за ноги и руки потащили парня в автозак.
Женщина, задержанная после антивоенной акции, рассказывала об избиении в изоляторе на Окрестина.
«С ним (сотрудником изолятора Врублевским. — прим. ред.) конфликт вышел по поводу того, что мы попросили туалетную бумагу и открыть кормушку. В ответ услышали: „За что боролись, на то и напоролись‟ — и ругань. Начался конфликт между нами и ним. В итоге одну женщину оттащить я еще успела, потому что понятно, кто он. А вторую Врублевский вывел в коридор и ударил головой о стену».
12 «рельсовых партизан», приговоренные в общей сложности к 191,5 года неволи
Россия, с согласия Лукашенко, активно использует территорию Беларуси для войны против Украины. Большое количество военной техники перемещается по железнодорожным путям. Белорусы с началом полномасштабного вторжения выводят из строя железнодорожное оборудование, чтобы воспрепятствовать движению техники.
Из-за диверсий на железной дороге власти внесли специальные изменения в уголовное законодательство. Теперь высшая мера наказания может грозить не только за акт терроризма, но даже за покушение на совершение акта терроризма.
На сегодняшний день известно о 12 «рельсовых партизанах», осужденных в общей сложности на 191,5 года неволи.
Виталию Мельнику при задержании прострелили коленные суставы. 22 декабря мужчину осудили к 13 годам лишения свободы по пяти уголовным статьям, среди которых «Акт терроризма». 40-летнему Виталию поставили в вину то, что он в марте 2022 года на железнодорожном перегоне Новосады — Борисов поджег релейный шкаф светофора автоматической блокировки, чем вывел из строя систему сигнализации железной дороги. Противоправные действия якобы создали реальную угрозу тяжких последствий в виде аварии, повреждения подвижного состава, гибели либо травмирования людей.
Виталий родом из деревни Минского района. У него есть маленький ребенок.
Гомельский областной суд 27 декабря вынес приговор трем мужчинам из Светлогорска: «рельсовых партизан» обвинили в терроризме и измене государству. Дениса Дикуна приговорили к 23 годам лишения свободы в колонии усиленного режима, Дмитрия Равича — к 22 годам, Олега Молчанова — 21 году.
Пока это самые суровые приговоры за диверсии на Белорусской железной дороге.
Мужчинам инкриминировали поджог релейного шкафа, информацию о чем они якобы передали плану «Перамога» и BYPOL.
Сергея Глебко задержали в ночь с 1 на 2 марта в Столбцах. По информации МВД, чтобы замедлить движение поездов, мужчина поджег бревна на железнодорожных путях. Против Глебко возбудили уголовное дело за «акт терроризма» (ст. 289 УК).
После задержания Сергея избивали — это видно на «покаянном видео».
19 октября в Минском городском суде Сергею назначили 11 лет колонии усиленного режима и штраф 300 базовых величин.
Витебский областной суд 16 сентября осудил политзаключенного Сергея Коновалова к 15 годам колонии усиленного режима. Его признали виновным по нескольким статьям, в том числе по ст. 289 УК (Акт терроризма).
Сергей Коновалов — сотрудник Витебской железной дороги, которого обвинили в выведении из строя системы, отвечающей за безопасность железной дороги.
2 марта сотрудники ГУБОП задержали 43-летнего местного жителя Алексея Шишковца. Его обвинили в том, что Алексей, вступив в состав BYPOL, получил от них указания по блокировке железнодорожных путей.
12 октября Могилевский областной суд назначил политзаключенному 11 лет колонии усиленного режима.
В ночь на 30 марта задержали троих жителей Бобруйска 27 и 28 лет — Евгения Минкевича, Дмитрия Климова, Владимира Аврамцева, которые, по информации МВД, были причастны к уничтожению двух релейных шкафов сигнальной установки под Осиповичами. Во время задержания силовики применили оружие и прострелили Дмитрию Климову коленные суставы. Позже стало известно, что не оказывавшие сопротивления мужчины после задержания были целенаправленно расстреляны в коленные суставы.
В Могилевском областном суде 10 февраля вынесли приговор Дмитрию Климову, Владимиру Аврамцеву и Евгению Минкевичу. Двум первым назначили по 22 года колонии, а последнему — полтора года. Отмечается, что Минкевича освободили от наказания частично сроком на один год согласно Закону «Об амнистии в связи с Днем народного единства». С учетом времени нахождения под стражей наказание считается отбытым.
10 марта 2022 года стало известно о задержании политзаключенных Сергея Плешкуна и Юрия Сельвича.
Мозырян обвинили по семи уголовным статьям, в том числе в «акте терроризма», «экстремистской деятельности» и «разжигании социальной вражды». В частности, Плешкуна обвинили в изготовлении «коктейлей Молотова» и приготовлении к повреждению транспортных средств.
Гомельский областной суд 8 февраля приговорил Сергея Плешкуна к 16 годам колонии усиленного режима, Юрия Сельвича — к 14 годам.
По информации правозащитников, за передачу информации о перемещении российской военной техники белорусские власти завели как минимум 32 уголовных дела. Осуждено не менее 31 человека.
Другой вид антивоенного сопротивления — так называемая информационная война. Белорусы по всей стране фотографируют колонны российской военной техники и передают информацию в проект мониторинга военной активности «Беларускі Гаюн» или независимым СМИ. В связи с тем, что практически все негосударственные медиа признаны «экстремистскими формированиями», белорусские власти расценивают передачу им данных как «содействие экстремистской деятельности» (ст. 361-4 УК), «участие в экстремистском формировании» (ст. 361-1 УК) или даже «измену государству» (ст. 356 УК). Всем тем, кто сообщает о перемещении российских военнослужащих, грозит по ст. 361-4 от двух до шести лет лишения свободы. За «измену» — от 7 до 15 лет заключения.
Так, 15 декабря брестское государственное СМИ опубликовало видеоролик о задержании бывшего военнослужащего Дмитрия Гулина, которого обвиняют в измене государству. Силовики называют Дмитрия «агентом украинских спецслужб». Бывший военнослужащий якобы сообщал украинским военным информацию о размещении российских частей на территории Беларуси.
Бывшую учительницу Ирину Абдукерину 6 декабря осудили к четырем годам колонии по четырем статьям, среди которых ст. 361-1 Уголовного кодекса (Участие в экстремистском формировании).
Политзаключенная Ирина Абдукерина — бывшая учительница английского языка из Хойников, которую задержали утром 5 апреля 2022 г. на даче. Основанием для задержания стало якобы то, что Ирина записала на телефон перемещение колонны российской военной техники и переслала запись в телеграм-канал «Беларускі Гаюн».
Политзаключенного военного эксперта Егора Лебедка 23 декабря осудили по ст. 361-4 Уголовного кодекса (Содействие экстремистской деятельности) к пяти годам колонии за интервью «Еврорадио» о войне в Украине.
Мужчину задержали 13 июля 2022. Согласно материалам дела, Егор «дал интервью представителю названного канала на тему проведения вооруженными силами РФ специальной военной операции на территории Украины и роли в ней Беларуси».
С началом полномасштабного вторжения России в Украину многие белорусы вступили в белорусский полк (ранее — батальон) имени Кастуся Калиновского. Силовики начали задерживать белорусов за желание воевать на стороне Украины и попытки присоединиться к полку. Им вменяют покушение на участие в вооруженном конфликте на территории другого государства (ст. 14 и 361-3 УК) или наемничество (ст. 133 УК).
На сегодняшний момент известно о не менее 11 белорусах, задержанных за желание воевать на стороне Украины. Восемь из них уже осудили: это Сергей Грибович, Андрей Раптунович, Анатолий Михайлов, Андрей Маслов, Михаил Листопадов, Евгений Карпов, Сергей Войтюк, Александр Айнутдинов.
Рассказываем о некоторых из них.
37-летний айтишник из Бреста Сергей Войтюк — один из первых, кого осудили за желание воевать на стороне Украины после начала полномасштабной войны.
По версии обвинения, Войтюк «в апреле 2022 года через различные интернет-ресурсы выяснил порядок и возможные способы зачисления в вооруженные формирования Украины, а также связался с их представителями». 24 апреля мужчину поместили под стражу по подозрению в «наемничестве» по статье 133 Уголовного кодекса. Затем обвинение переквалифицировали на немного более мягкое: покушение на участие в вооруженном конфликте на территории другого государства (ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 361-3 Уголовного кодекса).
28 июля в Брестском областном суде Сергея Войтюка осудили по ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 361-3 Уголовного кодекса к двум с половиной годам колонии в условиях общего режима.
В конце декабря государственный телеканал ОНТ снял репортаж о задержанных белорусах, которые хотели воевать на стороне Украины.
20-летнего Андрея Раптуновича осудили в Минске за желание присоединиться к полку имени Калиновского.
Андрей — художник, преподавал в центре дополнительного образования в Минске. Его задержали 16 мая 2022 года — на провластных телеграм-каналах появилось «поканное видео» с ним, где он говорит об участии в акциях протеста и регистрации в плане «Перамога» и боте батальона.
14 ноября в Минском городском суде Андрея приговорили к четырем годам колонии в условиях общего режима за намерение воевать на стороне Украины (ч. 1 ст. 13 и ст. 361-3 УК) и за регистрацию в плане «Перамога» (ч. 3, ст. 361-1 УК).
46-летнего Александра Айнутдинова задержали в июле. Среди прочего его обвинили в намерении воевать на стороне Украины.
В «покаянном видео» мужчина рассказывает о том, что 24 февраля он стал «читать разные Telegram-каналы» и решил присоединиться к полку имени Кастуся Калиновского, чтобы защищать Украину. Для этого Александр пытался незаконно пересечь границу с Украиной, но был задержан белорусскими пограничниками.
16 ноября в Гомельском областном суде Александра осудили по ч. 1 ст. 361-3 и ч. 1 ст. 317-2 Уголовного кодекса к двум годам и одному месяцу колонии в условиях общего режима.
Также власти активно преследуют тех, кто уже присоединился к полку Калиновского. 23 сентября МВД признало аудиторию полка «экстремистским формированием». А 11 октября Следственный комитет возбудил уголовное дело против создателей и участников полка Калиновского.
В 2022 году силовики придумали новый способ давления и запугивания тех несогласных с властью, которые находятся за границей, — громить квартиры. Силовики снимают видео погромов, и затем выкладывают ролики в своих телеграм-каналах. Сначала они снимают состояние квартиры до обыска, затем показывают ее вид после него: разбросанные вещи и сломанная мебель, выпотрошенные шкафы.
Так, в конце ноября силовики перевернули вверх дном квартиру пресс-секретарки полка Калиновского Кристины «Чабор» и ее мужа. Также силовики разгромили квартиру Натальи Сусловой, матери погибшего калиновца Павла «Волата».
Сестра добровольца батальона имени Кастуся Калиновского Яна Мельникова Виктория Навицкая была задержана в конце мая 2022 года. После двух административных арестов продолжительностью 26 суток женщина не вышла на свободу, а была перезадержана в рамках уголовного дела по статье 342 Уголовного кодекса (Групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок). 13 октября 2022 года в суде Ленинского района Минска политзаключенную приговорили к полутора годам лишения свободы в колонии общего режима.
Мы не можем обнародовать все фамилии, но правозащитникам известно, что силовики периодически задерживают и сажают на сутки родственников калиновцев.
Согласно информации правозащитников, с начала полномасштабной войны не менее 20 человек подверглись преследованию за публичное осуждение российской агрессии и поддержку Украины.
Студентка Данута Передня, которую в 2022 году приговорили за антивоенный репост к 6,5 года колонии
Так, за перечисление денег полку Калиновского 21 октября 2022 года задержали Анастасию Петроченко. На девушку завели уголовное дело, ее поместили в СИЗО. Владислава Яценко 16 января 2023 года приговорили к пяти годам колонии усиленного режима. Он также донатил на нужды «калиновцев».
В конце декабря 2022 года стало известно, что за антивоенную надпись на 68-летнюю Людмилу Коган из Бреста завели уголовное дело за осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341 УК). Женщина написала »Жыве Беларусь» и »Нет войне» на остановке общественного транспорта в Бресте.
22 февраля 2023 года суд Московского района Бреста приговорил Людмилу к одному году «домашней химии». До суда женщина находилась под домашним арестом.
По доносу из чат-рулетки известно о задержании пяти белорусов, которые высказались против войны и в поддержку Украины. Всего за антивоенные интернет-комментарии задержано 11 человек.
Певицу Мерием Герасименко задержали 4 августа 2022 года после концерта в минском баре «Банки-бутылки», где она исполняла песню «Обійми» группы «Океан Эльзи». Факт исполнения песен на украинском языке возмутил пропагандистов. 20 января 2023 года в суде Центрального района Минска Мерием приговорили к трем годам «домашней химии» за активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК).
За отказ обслуживать в магазине российских военных 20 февраля суд Барановичского района и города Барановичи назначил директору магазина автозапчастей Виктору Макаренко штраф в размере 300 базовых величин (11 100 белорусских рублей). Мужчину обвинили по ст. 190 УК («нарушение равноправия граждан»).
Из-за молитвы за воинов и защитников Украины 5 января 2023 года ГУБОПиК задержал минского священника Дионисия Коростелева.
В середине сентября 2022 года силовики задержали пятерых минчан за то, что они вывесили большие национальные флаги Беларуси и Украины на фасаде дома в Минске. Против них возбудили уголовное дело за «злостное хулиганство, совершенное группой лиц», по ч. 2 ст. 339 Уголовного кодекса и поместили всех под стражу в жодинскую тюрьму. Но преследование задержанных на этом не закончилось. Через две недели после их задержания Министерство внутренних дел признало «экстремистским формированием» канал в приложении Zello, через который минчане общались при организации акции. Задержанные — Денис Ворозов, Вячеслав Пантюшенко, Ольга Терех, Владимир Лавор и Екатерина Зарецкая.
Среди инкриминируемых статей нет «злостного хулиганства», на основании которого задержали и поместили под стражу политзаключенных. Теперь пять человек обвиняется по более тяжким статьям Уголовного кодекса: ч.1, 3 ст. 361-1 (создание и участие в «экстремистском формировании») и ч. 2 ст. 361-4 УК (содействие экстремистской деятельности). Им грозит до 7 лет колонии.
В конце февраля 42-летний Александр перечислил около двух тысяч евро для украинской армии. После этого его забрали на беседу в КГБ, а затем объявили подозреваемым в финансировании терроризма. Вдобавок арестовали квартиру, бизнес, личные счета и даже карту 10-летнего сына с инвалидностью.
Мужчина вместе с семьей успел уехать, о силовики взялись за его родителей: настойчиво требуют, чтобы они уговорили сына вернуться в страну — иначе грозят 66-летней матери и 68-летнему отцу арестом.
Студентку Дануту Передню задержали 28 февраля 2022 года в Могилеве. На девушку завели уголовное дело по ст. 361 УК (Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности) и ст. 368 УК (Оскорбление Лукашенко). В вину ей поставили то, что она 27 февраля перепостила в один из могилевских чатов текст, в котором в резкой форме критиковались действия Владимира Путина и Александра Лукашенко по развязыванию войны в Украине. Также там содержался призыв к уличным выступлениям и отмечалось отсутствие перспектив у белорусской армии в случае ее прямого вступления в войну.
В итоге 22 ноября 2022 Могилевский областной суд приговорил 21-летнюю девушку за антивоенный репост к шести с половиной годам колонии общего режима.
Источник: Вясна, 24.02.2023