Согласно докладу CIVICUS Monitor (инструмент для совместной работы, который отслеживает соблюдение основных свобод в мире) от 21 июня, Казахстан был понижен до «репрессивного» из-за повсеместных нарушений свободы мирных собраний, объединений и выражения мнений во время протестов «кровавого января» и после них. Январские события использовались властями как предлог для нападения на активистов гражданского общества, сторонников оппозиции и журналистов, говорится в исследовании.
«Это понижение происходит вслед за быстрым сокращением гражданского пространства, наблюдаемым после январских событий, и является кульминацией долгосрочной тенденции ухудшения гражданских свобод в Казахстане. Это усиливает нашу озабоченность по поводу сложившейся там ситуации», — сказалa Арти Нарси, исследователь гражданского пространства в CIVICUS.
CIVICUS Monitor и его партнеры по исследованиям — «Международное партнерство по правам человека» (МППЧ) и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) — «серьезно обеспокоены тем, что в число обвиняемых в массовых беспорядках и других уголовных преступлениях после январских событий входят активисты, которые, предположительно, стали мишенью в отместку за их мирную и законную гражданскую активность». Кроме того, после январских событий были широко распространены заявления о нарушениях процессуальных норм, пытках и жестоком обращении с задержанными, причем, согласно официальной информации, восемь задержанных скончались в заключении.
«Мы особенно обеспокоены тем, что власти не провели независимого расследования событий „кровавого января“, поскольку процесс расследования, инициированный правительством, лишен беспристрастности. Хотя президент Токаев пообещал, что все заявления о нарушениях прав человека в местах содержания под стражей будут расследованы, власти также не провели тщательного, беспристрастного и эффективного расследования таких утверждений и не обеспечили надлежащую защиту жертв», — говорится в докладе.
Также в CIVICUS Monitor заявили, что Нур-Султан должен расследовать все нарушения, о которых сообщалось в связи с январскими событиями, в полном соответствии с международными стандартами и привлечь к ответственности всех виновных в незаконных задержаниях, чрезмерном применении силы, пытках и других нарушениях.
«Власти не должны препятствовать усилиям гражданского общества по документированию нарушений и оказанию помощи жертвам, а вместо этого должны сотрудничать с такими инициативами в интересах доступа к правосудию», — также заявила директор МППЧ Брижит Дюфур.
CIVICUS Monitor, МППЧ и КМБПЧ также обеспокоены тем, что власти «продолжают ограничивать право на мирные собрания в Казахстане». В докладе напомнили, что принятый в 2020 году новый закон о собраниях «де-факто сохраняет требование о предварительном получении разрешения на проведение собраний, хотя формально предусматривает процедуру уведомления». Мирные протесты регулярно разгоняются, протестующих задерживают и наказывают, отмечается в исследовании.
В докладе также рассказывается о преследованиях и запугиваниях журналистов в Казахстане и о политически мотивированных судебных исках.
«Во время январских событий работники СМИ столкнулись с рядом притеснений, в том числе с физическими нападениями, совершёнными силами безопасности и негосударственными субъектами, в результате чего несколько журналистов получили ранения и один человек, связанный со СМИ, был убит. Ни один из виновных в этих нападениях не был привлечен к ответственности», — говорится в докладе.
Говоря о репрессиях в отношении представителей оппозиционных движений, в CIVICUS Monitor указали на преследования людей, связанных с движениями «Демократический выбор Казахстана» и «Коше партиясы» (движения запрещены и признаны экстремистскими в Казахстане, но резолюцией Европарламента названы мирными оппозиционными), незарегистрированной Демократической партией. В числе прочего в докладе упомянули обвинения, предъявленные властями Казахстана лидеру Демократической партии Жанболату Мамаю, и уголовные дела в отношении него, которые, заявляют в CIVICUS Monitor, были возбуждены «с целью наказать его за оппозиционную деятельность».
Продолжающаяся практика преследования критиков правительства противоречит недавним обещаниям президента Токаева создать «новый Казахстан» и продвигать «политическую модернизацию», подчеркнули авторы доклада.
Директор КМБПЧ Евгений Жовтис заявил, что, «если власти действительно хотят создать новый Казахстан, они должны прекратить преследование активистов гражданского общества, сторонников оппозиции, независимых журналистов и других лиц, критикующих правительство и требующих демократических и социальных перемен». Также он призвал «освободить всех лиц, признанных правозащитными группами политическими заключенными, и закрыть дела против тех, кому предъявлены обвинения в отместку за их законное осуществление основных свобод».
CIVICUS Monitor — глобальный исследовательский инструмент, созданный и управляемый более чем 20 партнерами по исследованиям. Он отслеживает изменения в гражданском обществе во всем мире и оценивает состояние свобод гражданского общества. CIVICUS Monitor пересматривает рейтинг после тщательной оценки состояния гражданских свобод в стране и после регулярного мониторинга.
CIVICUS Monitor при участии «Международного партнерства по правам человека» (Бельгия) и Казахстанского международного бюро по правам человека проводит оценку прогресса или ухудшения положения гражданского общества в контексте свобод, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Незамедлительной реакции со стороны Нур-Султана не последовало, однако местные правозащитники и активисты часто критикуют казахстанские власти за ситуацию с правами человека в стране. Нур-Султан, в свою очередь, заявляет, что унифицирует законодательство, связанное с реализацией прав и свобод человека, в соответствии с требованиями международного права. Принятый в 2020 году новый закон о мирных собраниях власти называют «демократическим» и означающим переход к уведомительному характеру проведения акций. Правозащитники обращают внимание на тот факт, что закон по-прежнему жестко ограничивает конституционное право граждан на свободу мирных собраний, а в руках акиматов сохраняются все рычаги для предотвращения любых «неугодных» акций. Кроме того, закон требует, чтобы митинги проводились строго в отведенных местах. Правозащитники назвали этот закон не соответствующим международным стандартам, а по ряду пунктов даже еще более рестриктивным, чем предшествующий закон.
Согласно Конституции, Казахстан декларирует себя «демократическим, светским правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы». В марте президент Токаев анонсировал новые послабления в регистрации политических партий, однако на сегодня политическое поле, как отмечают наблюдатели, не претерпело видимых изменений: власти рассматривают возможность регистрации четырех партий, во главе которых стоят фигуры, которые «когда-то были на службе у режима либо всё еще работают на нынешнюю власть».
Казахстанские власти отрицают существование политзаключенных в стране и отвергают обвинения в преследовании инакомыслящих и несогласных. Недавно казахстанский суд смягчил приговоры четырем активистам, осуждённым по делам, которые они и их сторонники назвали политически мотивированными. Вместе с тем список «политзаключенных» в стране пополнился новыми именами, в него были добавлены имена шести человек, отбывающих тюремные сроки или заключенных в следственные изоляторы на время следствия.
Автор: Багдат Асылбек
Источник: Радио Азаттык, 21.06.2022