Международная правозащитная организация Human Rights Watch 26 мая 2017 г. опубликовала доклад о преследовании гомосексуалов в Чечне.
Доклад основан на интервью с пострадавшими. Правозащитники утверждают, что при участии высшего руководства в Чечне развернута настоящая охота на геев.
Публикуемый доклад Хьюман Райтс Вотч подтверждает заявления о кампании облав на геев, проведенной сотрудниками силовых структур Чеченской Республики РФ весной 2017 года. Силовики незаконно задерживали и подвергали пыткам и унижениям мужчин по подозрению в гомосексуальности. Федеральный центр должен обеспечить эффективное расследование этих грубейших нарушений прав человека с выходом на привлечение виновных к ответственности. Другие государства должны предоставить безопасное убежище пострадавшим, которым угрожает непосредственная опасность физической расправы, пока они остаются на территории России. Об этом говорится в докладе HRW.
В конце февраля 2017 г. чеченские силовики развернули в республике настоящую охоту на геев. Они задерживали мужчин по подозрению в гомосексуальной ориентации, держали их в незаконных местах содержания под стражей, издевались над ними, морили голодом и пытали. Многих возвращали семье едва живыми после побоев. Силовики разглашали родственникам сексуальную ориентацию задержанных и недвусмысленно намекали на то, что только убийство может спасти честь семьи. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров утверждает, что никаких облав не было, однако приводимая в этом докладе информация свидетельствует о том, что они были санкционированы республиканским руководством. Федеральный центр обозначил намерение разобраться в ситуации, однако пострадавшим будет нелегко решиться вынести свои проблемы в публичное поле из-за более чем реального риска преследований со стороны местных властей и убийств чести со стороны родственников, а также устойчивой стигматизации и страха навредить семье.
В докладе задокументирована облава на геев в Чечне и реакция на ситуацию со стороны республиканских и федеральных властей. Доклад основан на интервью с мужчинами, которых силовики удерживали в незаконных местах содержания под стражей, с журналистами, которые документировали облавы, и с представителями российской организации за права ЛГБТ, которая помогает пострадавшим и документирует их истории.
После относительного затишья в середине марта повальные незаконные задержания предполагаемых геев возобновились и продолжались по меньшей мере до конца первой недели апреля 2017 г. Как представляется, пострадало более ста человек. Забрав человека, подозреваемого в гомосексуальной ориентации, силовики изучали данные в его телефоне для установления других предполагаемых геев и выбивали информацию о предполагаемых геях под пытками. Таким образом процесс развивался по цепочке, и число жертв росло. Есть основания полагать, что несколько человек в результате этой операции против геев лишились жизни.
На момент подготовки этого доклада о новых случаях незаконных задержаний не сообщалось, однако нескольких задержанных, насколько известно, еще не отпустили. Многие бывшие задержанные уехали из Чечни, но в России они не застрахованы от того, что их могут выследить – с соответствующими последствиями – как чеченские силовики, так и их родственники. Некоторые геи и бисексуалы предпочли заранее уехать из республики, опасаясь, что информация о них может быть обнародована в телефонах задержанных или будет получена под пытками.
Задержания предполагаемых геев и содержание их под стражей силовиками осуществлялись вне правового поля. Задержанных держали в нескольких незаконных местах содержания под стражей, которые существуют в Чечне для «обработки» лиц, подозреваемых в инакомыслии или нелояльности. Те, кого мы интервьюировали для этого доклада, прошли через такие «тюрьмы» в Грозном и Аргуне. Они утверждают, что местные официальные лица, включая двух высокопоставленных, бывали в этих незаконных местах содержания под стражей и глумились над задержанными.
В консервативном чеченском обществе, где сильны позиции ислама, гомофобия ярко выражена и широко распространена, а наличие в семье человека гомосексуальной ориентации считается позором. Чтобы «смыть пятно» и восстановить честь семьи, в республике практикуются «убийства чести». Хьюман Райтс Вотч в последние годы сталкивалась со случаями «убийств чести» или угроз таким убийством, в том числе в отношении женщин и девушек, чье поведение рассматривалось как безнравственное, а также в отношении тех членов семьи, которые являются лесбиянками, геями, бисексуалами или трансгендерами (ЛГБТ). Руководители республики, включая самого Рамзана Кадырова, неоднократно одобрительно отзывались о практике «убийств чести».
При всем этом облаву на геев в 2017 г. трудно объяснить одной лишь глубоко укоренившейся в чеченском обществе гомофобией. Скорее, причина состоит в той позиции, которую заняли местные власти. Чеченские силовики долгое время практиковали незаконные задержания предполагаемых геев, чтобы вымогать у них деньги под угрозой огласки, однако никогда прежде это не достигало такого уровня повальных облав и массовых пыток, как в 2017 году.
За более чем десятилетнее пребывание во главе Чечни Рамзан Кадыров постепенно выстроил в республике режим личной тирании, безжалостно искореняя малейшие проявления несогласия. При этом федеральный центр предоставлял Кадырову практически полную свободу в том, что касается нарушений прав человека и репрессий. В отношении «нежелательных элементов», в число которых попадает множество жителей республики от предполагаемых участников исламистского вооруженного подполья и их родни до тех, чья лояльность просто вызывает сомнение, подконтрольные Кадырову республиканские силовики практикуют незаконные задержания, пытки, коллективное наказание, публичное унижение и другие «меры воздействия». Весной 2017 г. приоритетными «нежелательными» оказались мужчины, подозреваемые в гомосексуальной ориентации.
Облавы на геев в Чечне получили широкий резонанс, однако республиканские власти заняли позицию тотального, хотя и не всегда последовательного, отрицания, утверждая, что геев в чеченском обществе нет, прозрачно намекая, что с геями могут расправляться их собственные родственники, и обвиняя тех, кто пытается документировать проблему или привлекать к ней внимание, в попытках раскачать ситуацию. В адрес независимой российской «Новой газеты», которая первой вынесла вопрос об облавах на геев в публичную плоскость 1 апреля 2017 г. и опубликовала ряд материалов в развитие темы, неоднократно звучали публичные серьезные угрозы со стороны высокопоставленных чиновников, духовенства и лидеров общественного мнения Чечни.
Федеральный центр поначалу пытался отмахнуться от сообщений о массовых нарушениях, однако по мере нарастания международного скандала несколько федеральных ведомств начали проверки. 5 мая президент Владимир Путин сказал, что обсудит проблему с генеральным прокурором и министром внутренних дел. После этого Рамзан Кадыров заявил о «готовности к сотрудничеству» с федеральными расследованиями, но при этом продолжил отрицать само существование геев в Чечне.
Представляется, что федеральные чиновники не в полной мере признают остроту и обоснованность опасений пострадавших, которые боятся официально заявлять о нарушениях. В такой ситуации нельзя исключать, что при отсутствии формальных обращений федеральный центр снимет вопрос с повестки дня и расследование сойдет на нет.
Ведущая российская группа за права ЛГБТ «Российская ЛГБТ-сеть» открыла специальную горячую линию для срочной помощи тем, кому угрожает непосредственная опасность. По состоянию на середину мая она помогла около 40 жителям Чечни, организовав их безопасное размещение в центральной России и/или оказывая помощь в обеспечении первоочередных нужд. Пострадавшим также было организовано лечение, поскольку многие получили травмы в результате пыток и недозволенного обращения и все без исключения пережили, как представляется, сильнейший стресс.
Попавшие под облавы на геев в Чечне не могут чувствовать себя в безопасности даже в других российских регионах. Они подвергаются высокому риску того, что их могут выследить чеченские власти или их собственные родственники. Реальная опасность подвергнуться угрозам, притеснениям и мести также угрожает родственникам тех, кто может решиться заявить о нарушениях, и тем семьям, которые будут сопротивляться давлению со стороны республиканских властей.
Проводимые на федеральном уровне проверки и расследования похищений, пыток и издевательств в Чечне в отношении мужчин, подозреваемых в гомосексуальной ориентации, должны быть тщательными и должны обеспечивать выход на привлечение виновных к ответственности. Власти также должны уделить особое внимание защите пострадавших, свидетелей и их родственников.
Зарубежные государства должны сделать все возможное для обеспечения безопасного убежища пострадавшим от облавы на геев в Чечне, жизни и здоровью которых угрожает прямая опасность, пока они остаются в России. Как отметил в интервью Хьюман Райтс Вотч один из таких людей – «Магомед»: «У них длинные руки, и они меня найдут и других найдут, где бы мы ни были в России, только дайте время».