Russian English

НПО пред­ста­вили со­вмест­­ный отчет для об­зо­ра ситу­а­ции с пра­вами жен­щин в Турк­ме­ни­стане

Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) и Международное партнерство по правам человека (МППЧ) представили совместный отчет в Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). На основании приведенных в документе данных CEDAW составит вопросы и замечания к представителям Туркменистана во время рассмотрения выполнения конвенции о положении женщин в конце мая — начале июля 2023 года.

В то время когда ситуация с правами человека в Туркменистане остается крайне репрессивной, а затянувшийся экономический кризис привел к росту бедности, безработицы и отсутствию доступа к недорогим основным продуктам питания, женщины остаются крайне уязвимой группой населения. Несмотря на официально провозглашенные обязательства по гендерному равенству, государственная политика де-факто способствует поддержанию негативного и дискриминационного отношения к женщинам и их предполагаемой «традиционной» роли в обществе. Надежды на улучшения после передачи президентских полномочий от отца (Гурбангулы) сыну (Сердару) Бердымухамедову в марте 2022 года были быстро развеяны началом новой, усиленной кампании по продвижению так называемых традиционных ценностей и стандартов для женщин, что привело к новым произвольным ограничениям прав женщин и дальнейшему укреплению негативных гендерных стереотипов.

Совместный отчет ТИПЧ-МППЧ охватывает следующие ключевые вопросы:

• Доля женщин в органах принятия решений и исполнительных органах в Туркменистане остается сравнительно низкой, и женщины часто занимают определенные виды руководящих должностей, например связанные с социальными вопросами. Учитывая сложившуюся в стране крайне авторитарную систему управления с концентрацией полномочий в верхах и отсутствием реального разделения властей, женщины, представленные в директивных и исполнительных государственных органах, как правило, имеют мало реального влияния.

• Хотя создание офиса омбудсмена приветствуется, а женщина (Яздурсун Гурбанназарова) была назначена первым мандатарием в 2017 году и переизбрана в 2022 году, по-прежнему вызывает серьезную озабоченность отсутствие независимости офиса омбудсмена, его ограниченные полномочия и отсутствие эффективных действий, предпринятых Управлением для решения вопросов прав человека, в том числе в случаях, касающихся женщин.

• Власти не только не смогли эффективно противодействовать дискриминационным гендерным стереотипам и негативным практикам, но и способствовали дальнейшему укреплению таких взглядов и практик, в частности путем введения неофициальных ограничений прав женщин во имя защиты национальных традиций и ценностей. После вступления в должность президента Сердара Бердымухамедова в марте 2022 года был принят ряд новых мер, направленных на ограничение и контроль за внешним видом и поведением женщин, например, в отношении их одежды, использования косметических услуг и их поездок.

• Обнадеживает тот факт, что в 2020 году при поддержке Фонда ООН в области народонаселения правительство провело первое в истории исследование о домашнем насилии в отношении женщин, которое дало важные сведения о проблемах в этой области. Однако крайне важно, чтобы правительство приняло эффективные меры для разработки и реализации комплексной стратегии противодействия домашнему насилию в отношении женщин в соответствии с результатами опроса, как это было ранее рекомендовано CEDAW. Это должно, в первую очередь, включать принятие отдельного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за бытовое насилие; систематические усилия по расследованию и судебному преследованию заявленных случаев домашнего насилия; и улучшение услуг по поддержке жертв.

• Свобода выражения мнений, ассоциации и собраний в Туркменистане по-прежнему серьезно ограничивается, что подрывает возможности женщин получать и обмениваться информацией, взаимодействовать с другими и высказываться по вопросам, касающимся их прав. Власти продолжают запугивать и преследовать женщин, которые осмеливаются критиковать политику правительства, отстаивать свои права или вступать в контакт с группами или активистами, проживающими в изгнании; пресекать редкие спонтанные акции протеста, проводимые женщинами для выражения недовольства волнующими их вопросами; и поддерживают репрессивный климат, в котором независимые НПО по защите прав женщин не имеют возможности работать.

• Поскольку женщины составляют большинство работающих в государственном секторе, они особенно страдают от ряда сомнительных практик, применяемых в отношении работников этого сектора. В частности, бюджетники вынуждены собирать хлопок во время ежегодного сбора урожая хлопка, участвовать в государственных праздниках и мероприятиях, а также в длительных репетициях к ним, а также платить якобы добровольные, значительные взносы из своей заработной платы для покрытия различных расходов, связанных со сбором хлопка, организацией массовых мероприятий или других государственных инициатив.

Скачать полный отчет ТИПЧ-МППЧ на английском языке можно по ссылке.

Более подробную информацию о заседании CEDAW, на котором Комитет подготовит список вопросов перед рассмотрением шести периодических государственных докладов, представленных Туркменистаном в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, можно найти по этой ссылке.

Источник: Хроника Туркменистана, 04.05.2023