(Нью-Йорк, 7 августа 2024 года) — Демонтаж гражданских свобод, осуществляемый российскими властями с начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года, представляет собой резкую эскалацию длительного наступления на фундаментальные гражданские права, которое продолжается уже более десяти лет. Об этом заявила Human Rights Watch в своем опубликованном сегодня докладе.
Тема 205-страничного доклада, озаглавленного «Минное поле российского законодательства: Попытки разгромить гражданское общество с 2020 года», — волна репрессивного законодательства и политических мер, принимаемых Кремлем начиная с осени 2020 года, и использование российскими властями этого законодательства для преследования своих критиков и нейтрализации гражданского общества в России. Эти законы жестко ограничивают права на свободу выражения мнений, ассоциации и мирных собраний, а также насаждают в публичном пространстве предписанные властями исторические, социальные и политические нарративы.
Всем российским активистам и активисткам, освобожденным в рамках обмена заключенными 1 августа 2024 года, были предъявлены обвинения, предусмотренные описанными в докладе законами. Ещё сотни остаются в заключении в соответствии с этими законами. Целый ряд вопросов стало невозможно обсуждать открыто, а многие диссиденты, журналисты и активисты покинули страну.
«Российские власти вынуждают гражданских активистов и журналистов с большим риском переходить законодательное минное поле, а их стойкость подвергается самым тяжелым испытаниям за все время, — говорит Рейчел Денбер, заместитель директора по Европе и Центральной Азии в Human Rights Watch. — И все же независимые объединения и СМИ продолжают функционировать, давая надежду на то, что Россия в конце концов станет страной, приверженной защите и продвижению фундаментальных прав человека и гражданина».
Human Rights Watch проанализировала репрессивное законодательство, относящееся к восьми основным темам: «иностранным агентам», публичным собраниям, избирательным правам, свободе выражения мнений, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, государственной измене и смежным понятиям, «исторической правде» и образованию.
«Флагманский» законодательный акт в репрессивной кампании властей — это закон об «иностранных агентах», призванный опорочить любое критически настроенное по отношению к властям физическое или юридическое лицо как «иностранное» и, следовательно, подозрительное или даже склонное к предательству. Российские власти приняли закон об «иностранных агентах» в 2012 году и с тех пор неоднократно изменяли его в сторону ужесточения, использовав его положения как предлог для закрытия некоторых из самых известных правозащитных организаций в стране. Доклад рассказывает о том, как эти положения, изначально направленные против неправительственных организаций, применялись потом затем против незарегистрированных объединений, СМИ, журналистов и некоторых других категорий граждан, а с 2022 года — против всех, кого государство считает находящимися «под иностранным влиянием».
Наказания за нарушения положений закона также ужесточались с течением времени и сейчас включают в себя штрафы, лишение свободы и лишение гражданства людей, получивших его в порядке натурализации. Принятые в 2022–2023 годы поправки также исключили предполагаемых «иностранных агентов» из многих аспектов общественной жизни, включая госслужбу и преподавание, — власти явно стремились создать, как выразился один из активистов, «касту неприкасаемых».
По словам Human Rights Watch, серия других поправок уничтожила остатки свободы мирных собраний, практически превратив правомерный протест в незаконный. Власти ввели строгую разрешительную систему, в которой организаторы протестов обязаны обращаться за непосредственным разрешением на их проведение. Они приравняли публичные прогулки и серии одиночных пикетов к массовым протестам, устранив те немногие варианты, которые использовали россияне для проведения протестов без угрозы применения к ним репрессивных положений российского законодательства о публичных мероприятиях. Наконец, они ввели крайне нереалистичные требования в части верификации источников средств и пожертвований, используемых для проведения мероприятий, и отчетности за их использование.
Законы о военной цензуре, принятые в спешке после начала полномасштабного вторжения в Украину, запрещают распространение информации или мнений о поведении российских военнослужащих, которые отличаются от официальных сведений. За это предусмотрены длительные сроки лишения свободы, лишение гражданства людей, получивших его в порядке натурализации, и конфискация имущества. Более 480 человек привлекались к уголовной ответственности по обвинениям в нарушениях законов о военной цензуре.
Новые статьи уголовного кодекса криминализировали критику в адрес спецслужб, введя расплывчатую формулировку «публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства», и ужесточили уголовные наказания за клевету.
ЛГБТ-люди давно сталкиваются с дискриминацией, притеснениями и насилием, особенно в контексте принятого в 2013 году закона о «гей-пропаганде». По словам Human Rights Watch, законодательные поправки, принимавшиеся с 2022 года, стали полномасштабной атакой на ЛГБТ-людей, в то время как Кремль позиционирует себя как защитника «традиционных ценностей» в мире.
Поправки расширили сферу применения закона о пропаганде, по сути запретив любые публичные обсуждения, касающиеся сексуальной ориентации и гендерной идентичности, и запретив демонстрацию любого изображения «нетрадиционных отношений» лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Даже изображение пары людей одного пола, держащихся за руки, может демонстрироваться только как маркированный контент, с соблюдением новых ограничений. Книжные магазины начали заворачивать книги, которые могут быть признаны нарушающими новый закон, или вообще снимать их с полок.
В вынесенном Верховным судом в ноябре 2023 года решении «международное движение ЛГБТ» было признано «экстремистской организацией», что устранило все препятствия для произвольного преследования и лишения свободы ЛГБТ-людей и всякого, кто защищает их права или выражает солидарность с ними.
Еще одна серия новых законов расширяет определения государственной измены, которая теперь может совершаться людьми, не имеющими доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и шпионажа, которым отныне может быть признана передача сведений более широко определяемому «противнику» — таковым могут считаться международные и иностранные организации. Авторы поправок в законодательство о государственной измене не стали скрывать своего намерения использовать новые нормы для преследования организаций гражданского общества. Другие законы криминализируют сотрудничество с международными организациями, «в которых Российская Федерация не участвует» — такими как Международный уголовный суд в Гааге, — и взаимодействие с иностранными акторами в рамках «конфиденциального сотрудничества», направленного против безопасности России. Новые поправки также ввели запрет на участие в деятельности не зарегистрированных в России иностранных организаций и расширили запрет на участие в деятельности организаций, признанных властями «нежелательными».
В 2023 году в российские суды поступили дела в отношении как минимум 101 человека по статьям о госизмене, шпионаже и «конфиденциальном сотрудничестве» — почти в пять раз больше, чем в 2022 году, — согласно информации СМИ, основанной на анализе судебных данных. Уголовных дел об участии в деятельности «нежелательных» организаций становится все больше.
Поправки, внесенные в 2020 году в конституцию, закрепили в законодательстве понятие «исторической правды», которой Россия «обеспечивает защиту». В 2021 году парламент принял законы, запрещающие сравнения между СССР и нацистской Германией и криминализирующие унижение чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны.
Более широкий контекст, по мнению Human Rights Watch, состоит в намеренном навязывании властями официального исторического нарратива, прославляющего достижения советской эпохи, при замалчивании, оправдании, а иногда и отрицании сталинского Большого террора и других зверств советского режима.
Законы, принятые в 2021 году, установили более жесткий контроль за сферой образования, еще более ограничивая доступ россиян к информации, устраняя альтернативы историческим, социальным и политическим нарративам, которые насаждают власти, и контролируя общение с иностранцами.
Власти России должны прекратить продолжающуюся много лет кампанию репрессий и создать вместо этого среду, в которой гражданское общество способно процветать, подчеркивает Human Rights Watch. Они должны отменить драконовские законодательные акты и последовать рекомендациям ООН и других межправительственных организаций, приведя свое законодательство и практики в соответствие с международными обязательствами России в сфере прав человека.
«Кремль продолжает переводить стрелки часов вспять, к тирании прошедшей эпохи, — говорит Денбер. — Законодательство России должно расширять защиту гражданских прав, а не подвергать их полному уничтожению».
Источник: Human Rights Watch