(Берлин, 27 августа 2024 года) — Мирные оппозиционные активисты и другие граждане в Казахстане сталкиваются с неоправданными финансовыми ограничениями, налагаемыми на них государством в результате уголовного преследования, которому они подвергаются по слишком широко формулируемым обвинениям в совершении преступлений экстремистской или террористической направленности, говорится в опубликованном сегодня докладе Human Rights Watch. Такие финансовые ограничения могут нарушать гарантированные международным правом экономические, социальные и культурные права.
29-страничный доклад «Политические преследования, экономическая блокада: как казахстанский перечень лиц, связанных с финансированием терроризма, приводит к дополнительным нарушениям прав человека», рассказывает о том, как люди, чьи имена вносятся в Перечень, сталкиваются с установленными государством финансовыми ограничениями, создающими для них значительные трудности. Эти ограничения приводят к нарушениям прав, гарантированных Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), участником которого является Казахстан, включая права на достаточный жизненный уровень, на доступ к труду и социальному обеспечению. Это вызывает особое возмущение в случаях, когда таких людей преследуют за совершение предполагаемых преступлений «экстремистской» или «террористической» направленности ненасильственного характера, которые изначально не должны считаться преступлениями.
«Если вы принимаете участие в мирном антиправительственном протесте в Казахстане, власти могут не только привлечь вас к уголовной ответственности как “экстремиста”, но и перекрыть вам доступ к финансам, — говорит Мира Ритман, старший исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии. — Власти Казахстана должны немедленно прекратить пагубное использование законодательства об экстремизме и терроризме против мирных критиков и других людей, а также исключить из Перечня всех внесенных в него в настоящее время граждан, осужденных за совершение ненасильственных преступлений».
Human Rights Watch поговорила с 18 респондентами, 15 из которых были подвергнуты уголовному преследованию по обвинениям в совершении преступлений экстремистской или террористической направленности, а еще трое — родители взрослых детей, обвинявшихся в совершении таких преступлений. Human Rights Watch также поговорила с двумя адвокатами, работающими в сфере защиты прав человека, и изучила судебные документы и публикации в СМИ, касающиеся нескольких из упомянутых в докладе уголовных дел.
Законодательство Казахстана не проводит различия между насильственным и ненасильственным экстремизмом, а многочисленные положения уголовного кодекса, касающиеся экстремизма и терроризма, сформулированы расплывчато и излишне широко. Власти используют эти положения в целях криминализации действий и высказываний, защищаемых нормами международного права в сфере прав человека.
Каждый человек, обвиненный в Казахстане в совершении деяний, которые власти квалифицируют как «экстремистские» или «террористические», автоматически вносится в созданный властями «Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма», вне зависимости от того, причастен ли он к насильственным преступлениям, призывам к ним или их финансированию или нет. В соответствии с принятым в 2009 году законом Казахстана об отмывании денег, лицам, внесенным в Перечень, блокируется доступ к их банковским счетам; они также лишаются возможности пользоваться кредитными и дебетовыми картами. Им также запрещено осуществлять некоторые финансовые операции — например, в почтовом отделении или у нотариуса.
Большинство респондентов, проинтервьюированных при подготовке доклада, обвинялись в предполагаемом «участии в запрещенной экстремистской организации» — власти давно используют это излишне широкое уголовное обвинение для преследования и подавления мирных оппозиционных активистов.
Human Rights Watch задокументировала, что налагаемые государством финансовые ограничения неоправданны и неправомерны, когда они применяются по отношению к гражданам, непричастным к насильственным преступлениям, призывам к ним или их финансированию. Власти, подвергая граждан финансовым ограничениям, не только не обеспечивают надлежащей правовой процедуры, но респонденты также описывали значительные препятствия, создаваемые внесением в Перечень для устройства на работу или получения доступа к социальному обеспечению и различным пособиям. В совокупности результатом этих ограничений становится невозможность реализации в полной мере и других экономических и социальных прав, гарантируемых нормами международного права в сфере прав человека, включая, помимо прочего, право на достаточный жизненный уровень.
Включение в Перечень лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, имеет серьезные последствия для благополучия гражданина и его семьи, нарушает их право на защиту от необоснованного вмешательства в личную и семейную жизнь, заявила Human Rights Watch.
Абайбек Султанов, гражданский активист из города близ Алматы, привлеченный в 2021 году к уголовной ответственности по обвинениям в экстремистской деятельности, на которого в настоящее время распространятся финансовые ограничения, в связи с его преследованием, назвал их в беседе с Human Rights Watch «экономической блокадой».
Казахстан должен исключить преступления, квалифицируемые как «экстремистские», из автоматического включения в Перечень лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и немедленно снять финансовые ограничения с тех, кто в настоящее время внесен в него на основании осуждения за совершение ненасильственных «экстремистских» или «террористических» преступлений.
Казахстанские власти должны пересмотреть законодательные нормы об экстремизме и терроризме с тем, чтобы они были сформулированы с достаточной точностью, гарантируя соблюдение принципа правовой определенности. Кроме того, Казахстан должен прекратить криминализировать законную реализацию прав на свободу слова, выражение мнений и ассоциаций и нарушать иные права, гарантированные нормами международного права.
«Достаточно проблемным является уже то, что людей в Казахстане могут подвергать неправомерному уголовному преследованию по обвинениям в “экстремизме” или “терроризме” просто за реализацию своих прав на свободу слова, вероисповедания или мирных собраний, но они также вынуждены терпеть неоправданные финансовые ограничения, — говорит Ритман. — Правительству следует срочно внести поправки в законодательство об экстремизме и терроризме, чтобы обеспечить его соответствие международным стандартам в области прав человека».
Источник: Human Rights Watch