Russian English

Безнаказанность в зоне АТО: расследование убийств и исчезновений

15 декабря 2015 года в Киеве в информационном агентстве УНИАН состоялась пресс-конференция на тему: «Расследование убийств и исчезновений в зоне АТО: безнаказанность и ее последствия». Правозащитники представили результаты исследования по вопросам безнаказанности в зоне АТО, рассказали о реальном положении дел в этой сфере.

Сколько органов в Украине собирают информацию о погибших и пропавших без вести военнослужащих? Кто отвечает за проведение расследований таких дел? Какие проблемы возникают при расследовании смертей и пропавших без вести военнослужащих и что нужно сделать, чтобы ситуация улучшилась?

Об этом во время пресс-конференции рассказали Алина Павлюк и Надежда Волкова, авторы аналитического отчета, эксперты Украинского Хельсинкского союза по правам человека.

В пресс-конференции также приняли участие: Антон Геращенко, народный депутат Украины, советник Министра внутренних дел; Людмила Янчицкая, мать Андрея Гаврилюка, погибшего 20.01.2015 г. в Донецком аэропорту; а также представители компетентных государственных органов.

Ни один государственный орган Украины не имеет точных данных о лицах, которые пропали без вести в зоне проведения антитеррористической операции, заявила на пресс-конференции Алина Павлюк.

В частности, она рассказала, что сейчас в Украине существуют три органа, которые отвечают за расследование дел об убийствах и исчезновении украинских военнослужащих в зоне АТО – Служба безопасности, Министерство внутренних дел, военная прокуратура.

Каждый из них имеет свои полномочия, но единую цель: раскрытие совершенного преступления и привлечение к ответственности виновных. Однако отсутствие согласованности в процессуальных шагах, по ее словам, и эффективность сотрудничества между тремя ведомствами не дает ощутимых результатов.

Кроме того, она отметила, что в ближайшее время ожидается предоставление полномочий по расследованию управлению по расследованию преступлений против мира, безопасности человечества и международных правонарушений при Главной военной прокуратуре ГПУ, в эффективности работы которого также есть основания сомневаться.

Самой главной проблемой в расследовании пропавших без вести военнослужащих, по словам Павлюк, является тот факт, что расследования проводятся в рамках механизма, предусмотренного для исчезновения в мирное время. Правоохранительными органами не запрашивается информация из военных частей, которые направляли военного для выполнения задачи в зоне АТО.

«Ни один государственный орган не имеет точных данных о лицах, которые пропали без вести в зоне АТО... Отсутствует единая система учета пропавших без вести», - отметила эксперт.

Вследствие этого, по ее словам, нет четких статистических данных по поводу пропавших без вести и установленных лиц.

Она подчеркнула необходимость закрепления статуса пропавшего без вести.

Кроме того, авторы аналитического отчета подчеркнули, что существуют также важные проблемы в расследовании смертей военнослужащих.

В частности, они определяют, что в рамках уголовных производств ответственные следователи, как правило, не проводят опрос свидетелей, не воспроизводят картину событий, не устанавливают контакт с воинскими частями, направляющих бойцов в АТО, с целью информационного обмена.

Кроме того, эксперты подчеркнули, что идентификация тела используется как основание для закрытия уголовного производства (нет состава уголовного производства). Однако причины и обстоятельства смерти остаются невыясненными. Следовательно, лица, совершившие преступление, остаются безнаказанными.

Текст аналитического обзора «Тотальная безнаказанность в зоне АТО: расследование убийств и исчезновений» (на украинском языке)

Страна: