Russian English

Россия: требуем остановить волну насилия в отношении гражданских активистов

Международная Платформа «Гражданская солидарность» выступила с заявлением, в котором выразила обеспокоенность сообщениями о волне пыток, жестокого обращения и насильственных исчезновений в отношении активистов антифашистского движения в России, совершаемых в последние месяцы сотрудниками ФСБ. НКО-члены «Гражданской солидарности» требуют немедленного прекращения этого незаконного обращения с задержанными, тщательного и объективного расследования сообщений о пытках и привлечения виновных к ответственности. Они призывают межправительственные организации обратить самое пристальное внимание на эту ситуацию и вступить в срочный диалог с российскими властями с целью решения этой проблемы.

Платформа «Гражданская Солидарность» – широкая международная сеть гражданских организаций и групп из стран региона ОБСЕ, а также международных НПО, заинтересованных в совместной деятельности по продвижению и защите прав человека в регионе ОБСЕ, готовых координировать свои усилия в этом направлении, продвигать общие позиции и оказывать друг другу взаимную поддержку и помощь. Действует более 6 лет в рамках ОБСЕ и включает в себя более 80 организаций-членов из 30 стран Европы, Азии и Америки (www.civicsolidarity.org).

Текст заявления:

Россия: требуем остановить волну насилия в отношении гражданских активистов

Мы, члены Платформы «Гражданская солидарность», выражаем глубокую обеспокоенность сообщениям[1] о волне пыток, жестокого обращения и насильственных исчезновений в отношении активистов антифашистского движения в России, совершаемых в последние месяцы сотрудниками Федеральной службы безопасности России. Мы требуем немедленного прекращения этого незаконного обращения с задержанными, тщательного и объективного расследования сообщений о пытках и привлечения виновных к ответственности. Мы призываем межправительственные организации обратить самое пристальное внимание на эту ситуацию и вступить в срочный диалог с российскими властями с целью решения этой проблемы.

С октября 2017 г. по январь 2018 г. в разных регионах страны органами Федеральной службы безопасности (ФСБ) России по подозрению в участии в террористическом сообществе были арестованы восемь активистов антифашистского движения. Большинство из них вскоре после задержания дали признательные показания, и всем им были предъявлены обвинения. Однако позже стало известно, что признательные показания были получены сотрудниками ФСБ России под пытками.

Задержание подозреваемых сопровождалось избиениями, пытками и длительной изоляцией от родственников и адвокатов, в некоторых случаях продолжавшейся несколько суток. Очевидно, что целью следственных органов ФСБ было получение признательных показаний в первые часы и дни после задержания. Применение пыток в Санкт-Петербурге зафиксировано личными показаниями задержанных и осмотрами членов Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Кроме того, были собраны медицинские свидетельства, подтверждающие наличие следов пыток. Информации о процедуре задержания и насильственных действиях в отношении обвиняемых из Пензы существенно меньше. Родственники и друзья обвиняемых не смогли привлечь внимания правозащитных организаций в момент задержания в силу практически полного отсутствия последних в регионе. В составе пензенской ОНК на данный момент отсутствуют представители независимых гражданских организаций, которые были бы готовы фиксировать и предавать огласке случаи применения пыток в следственном изоляторе. Сотрудники ФСБ постоянно требовали, угрожая вновь применить пытки, и продолжают требовать от обвиняемых и их родственников не контактировать с журналистами и правозащитниками, не передавать информацию в СМИ в качестве условия безопасности и отказа от дальнейших пыток задержанных. Тем не менее, в феврале 2018 года двое обвиняемых в Пензе все-таки обнародовали информацию о примененных в отношении них пытках. Это привело к тому, что пытки и угрозы со стороны следователей ФСБ возобновились, и активисты отказались от своих показаний под запись видеокамеры.

Практика применения пыток и жестокого обращения в отношении задержанных с целью получения признательных показаний, а также в отношении заключенных как инструмент подавления их воли и наказания за активные действия в свою защиту, к сожалению, сегодня является широко распространенной в России. Правозащитные организации каждый год получают сотни сообщений о случаях пыток и жестокого обращения из разных регионов страны, в которых, как правило, обвиняются либо сотрудники пенитенциарной системы, либо сотрудники органов внутренних дел.  В деле против антифашистов мы наблюдаем две очень тревожные новые тенденции. Во-первых, использование статей Уголовного кодекса РФ, направленных на борьбу с терроризмом, против гражданских активистов. И во-вторых, применение пыток на стадии следствия именно со стороны сотрудников ФСБ - обстоятельство, вызывающее дополнительные опасения в безнаказанности. Правозащитникам до настоящего момента неизвестно ни об одном случае привлечения к ответственности сотрудников спецслужб за применение пыток или жестокого обращения, либо же участия в насильственных исчезновениях.

В указанном деле, людей задерживают по весьма расплывчатым обвинениям в создании террористического сообщества, пытками выбивают из них показания о том, что они якобы готовили теракты в преддверии президентских выборов и Чемпионата мира по футболу, родственников угрозами заставляют молчать. Эти явления вызывают еще большую озабоченность на фоне происходящих репрессий в Турции, где правозащитники и журналисты подвергаются систематическим преследованиям и получают абсурдные обвинения именно под предлогом борьбы с терроризмом. Подобная практика существует и в ряде государств Центральной Азии."

Учитывая вышесказанное, мы призываем российские власти:

  • немедленно прекратить пытки и жестокое обращение в отношении задержанных в Пензе и Санкт-Петербурге и в целом в российских СИЗО;
  • прекратить практику запугивания родственников и друзей обвиняемых;
  • обеспечить незамедлительное, тщательное, объективное и независимое расследование заявлений о пытках и другом недозволенном обращении в отношении задержанных и привлечь к ответственности всех виновных;
  • направить приглашения на посещение страны спецдокладчику ООН по вопросу о пытках и другим соответствующим тематическим процедурам ООН, Комитету по предотвращению пыток Совета Европы и представителям БДИПЧ ОБСЕ и обеспечить им беспрепятственный доступ к задержанным и заключенным в полном соответствии с мандатами этих органов.

Мы призываем российские средства массовой информации и российских граждан:

  • открыто заявлять об абсолютной нетерпимости к таким методам работы представителей спецслужб и представителей правоохранительных органов, как пытки и унижение человеческого достоинства,
  • держать в фокусе и не ослаблять внимания общества к расследованию уже известных случаев пыток со стороны представителей спецслужб и правоохранительных органов;
  • не поощрять своим безразличием и невниманием к этой теме тотальную безнаказанность и полное развязывание рук спецслужбам, которые пытают людей.

Мы призываем международное сообщество:

  • публично осудить действия представителей российских спецслужб, причастных к применению пыток;
  • потребовать от российских властей тщательного, объективного и независимого расследования случаев пыток с дальнейшим привлечением к ответственности всех виновных;
  • внимательно следить за ситуацией с целью недопущения развития данной тревожной практики использования борьбы с терроризмом для подавления независимых голосов в России и незамедлительно реагировать на новые случаи нарушения фундаментальных прав и свобод и преследования гражданских активистов.

Мы призываем Специального докладчика ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания и Специального докладчика ООН по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом:

  • рассмотреть в приоритетном порядке в рамках процедуры срочных обращений (urgent appeals) сообщения о пытках обвиняемых в терроризме активистов антифашистского движения и по результатам направить письмо в российский МИД с требованием к государству обеспечить физическую и психологическую безопасность обвиняемых;
  • запросить у России приглашение на посещение страны в рамках своего мандата.

Мы призываем Комитет по предотвращению пыток Совета Европы:

  • внимательно изучить сообщения о пытках в отношении активистов антифашистского движения, дать им оценку и рассмотреть вопрос о проведении незапланированного визита (extraordinary visit) в Россию с целью изучения данного дела, посещения обвиняемых в СИЗО и выпуска доклада.

Мы призываем страны-члены ООН:

  • обратить внимание на данное дело, задать соответствующие вопросы делегации Российской Федерации при рассмотрении ситуации в правами человека в России в рамках процедуры Универсального периодического отчёта в мае 2018 года.

Мы призываем страны-члены ОБСЕ:

  • внимательно отслеживать развитие ситуации по данного делу, требовать от России прекращения практики пыток и других нарушений прав человека в отношении обвиняемых, привлечения к ответственности всех виновных в нарушениях прав человека.

Мы призываем директора БДИПЧ ОБСЕ:

  • в рамках процедуры мониторинга судебных процессов рассмотреть вопрос о создании мониторинговой группы по наблюдению за этими судебными процессами и включения представителя программы БДИПЧ по пыткам в состав мониторинговой группы.

Мы призываем Председательство ОБСЕ и Генерального секретаря ОБСЕ:

  • оказать политическую поддержку и обеспечить фасилитацию диалога по вопросу создания мониторинговой группы по наблюдению за этими судебными процессами.

Московская Хельсинкская Группа (Россия)

Фонд «Общественный вердикт» (Россия)

Центр развития демократии и прав человека (Россия)

Freedom files (Польша/Россия)

Информационно-аналитический центр «Сова» (Россия)

Правозащитная группа «Гражданин. Армия. Право» (Россия)

Международное Молодежное Правозащитное Движение (Россия)

Женщины Дона (Россия)

Хельсинкская гражданская ассамблея-Ванадзор (Армения)

Региональный центр стратегических исследований (Азербайджан/Грузия)

Международное партнерство за права человека (Бельгия)

Белорусский дом прав человека им. Бориса Звоскова (Беларусь / Литва)

Ассоциация УМДПЛ (Украина)

Клуб Разнообразие (Австрия) 

Австрийская хельсинкская ассоциация (Австрия)

SOLIDARUS e.V (Германия)

Общественная ассоциация “Достоинство” (Казахстан)

Truth Hounds (Украина)

Македонский хельсинкский комитет

Хельсинкский комитет Армении

DRA - Немецко-русский обмен (Германия)

CILD – Итальянская коалиция за гражданские свободы (Италия)

Казахстанское международное бюро по правам человека и верховенству права

OMCT – Всемирная организация против пыток (Швейцария)

Хельсинкский фонд за права человека (Польша)

Хельсинкская ассоциация Армении

Косово реабилитационный центр для жертв пыток

Правозащитное Движение «Бир Дуйно-Кыргызстан»

Центр участия и развития (Грузия)

Crude Accountability (США)

Институт мониторинга прав человека (Литва)

Центр исследований правовой политики (Казахстан)

Центр гражданских свобод (Украина)

Болгарский хельсинкский комитет

Правозащитный центр Азербайджана

Правозащитный центр “Весна” (Беларусь)

Нидерландский Хельсинкский комитет

Хельсинкский комитет за права человека в Сербии

Защита прав без границ (Армения)

ZARA – гражданское мужество и борьба с расизмом (Австрия)

Венгерский хельсинкский комитет

Promo LEX (Молдова)

Гражданский контроль (Россия)

Офис гражданских свобод (Таджикистан)) 

Центр международной защиты (Франция)

Фонд домов прав человека (Норвегия/Швейцария)

Центр правовой трансформации (Беларусь)

Грамадскае аб'яднанне «Беларуская асацыяцыя журналістаў» (Беларусь)

humanrights.ch  (Швейцария)

Норвежский хельсинкский комитет

______________________________________

Дополнительная информация:

В октябре-ноябре 2017 г. сотрудники Федеральной службы безопасности по Пензенской области арестовали шестерых молодых людей (от 20 до 27 лет). Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский, Егор Зорин, Василий Куксов и Андрей Чернов были помещены в СИЗО г. Пензы. В январе 2018 г. в Санкт-Петербурге были задержаны Илья Капустин (позднее был отпущен, проходит по делу как свидетель), Виктор Филинков и Игорь Шишкин. По мнению следствия, все задержанные входили в террористическую группу "Сеть", которая якобы занималась подготовкой свержения власти. Молодым людям предъявлены обвинения по ст. 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»). Никаких публичных акций от имени "Сети" не проводилось. Известно, что обвиняемые увлекались страйкболом, тренингами по выживанию в экстремальных условиях, походами и ролевыми играми. Часть обвиняемых являются активистами антифашистского, экологического и анархистского движений, другие не были включены в общественную активность, но были знакомы с этими активистами. Информации об участии обвиняемых в насильственных акциях против граждан или государственных институтов нет. Большинство из задержанных дали признательные показания, и всем им были предъявлены обвинения в участии в террористическом сообществе (ч.2 ст. 205.4 УК РФ). Впоследствии выяснилось, что показания были получены под пытками.

  1. Пытки в отношении Виктора Филинкова были предприняты после его задержания в аэропорту Пулково 23 января 2018 г. и медицинского обследования в больнице №26 Санкт-Петербурга. Виктор Филинков был помещен в мини-вэн в наручниках и шапке, натянутой на лицо, после чего сотрудники ФСБ нанесли ему значительное число ударов в грудную клетку, спину, затылок, применили электрошокер. Удары током наносились в ногу, шею, пах, затылок, теменную область головы, а также в наручники. Наличие гематом, ссадин и следов электрошокера на теле Филинкова зафиксировано членами ОНК Санкт-Петербурга. Пытки Филинкова сопровождались угрозами еще более болезненных пыток (ударов электрошокера по половым органам), психологическим давлением на Филинкова, угрозами применения насильственных действий в отношении его жены. 27 января 2018 г. Виктор Филинков подал заявление о преступлении на действия ФСБ в Военную прокуратуру. В начале февраля пришел ответ, что данное сообщение перенаправлено на рассмотрение в ФСБ. Результаты на данный момент неизвестны.
  2. Игоря Шишкина сотрудники ФСБ похитили 25 января 2018 года во время прогулки с собакой. Местонахождение Шишкина оставалось неизвестным в течение двух суток. Несмотря на то, что Шишкин отказался написать заявление о применение к нему пыток, очевидно, что он был им подвергнут. Шишкину в период 25-27 января неизвестные сломали нижнюю стенку глазницы, что было диагностировано медработниками СИЗО №3 Санкт-Петербурга. 27 января 2018 года Шишкина в СИЗО №3 посетили члены ОНК Санкт-Петербурга, которые зафиксировали многочисленные травмы, идентифицируемые как следы пыток (гематомы, раны, ожоги от электрошокера). Медицинскую помощь Игорю Шишкину начали оказывать лишь после обращения адвоката "Общественного вердикта" в ЕСПЧ.
  3. Илья Капустин был задержан 25 января 2018 г. в Санкт-Петербурге по дороге домой. Пятеро сотрудников ФСБ повалили Капустина на землю, затащили в мини-вэн и надели ему наручники, затянув их с такой силой, что на кистях Капустина остались порезы. В течение 4 часов Капустину задавали вопросы о его членстве в политических организациях, посещении Пензы, политической деятельности его знакомых, постоянно нанося удары электрошокером в пах и в бок живота.  Следы от ударов электрошоенром на теле Ильи Капустина зафиксированы актом судебно-медицинской экспертизы от 29.01.2018 и фотографиями, представленными адвокатом. 13 февраля Капустин подал в Следственный комитет заявление о пытках. Результаты проверки на данный момент не известны.
  4. Дмитрий Пчелинцев был задержан в Пензе 27 октября 2017 г. Задержание сопровождалось избиением. 28 октября Пчелинцев был подвергут пыткам электрическим током в камере карцера СИЗО Пензы с целью получения признательных показаний. 29 октября он разбил бачок от унитаза и осколками порезал себе руки на сгибах и шею, после чего сотрудники СИЗО были вынуждены вызвать врача и оказать медицинскую помощь. Пытки после этого на время прекратились, но сотрудники ФСБ постоянно посещали Пчелинцева в СИЗО, угрожали насилием над ним и его женой, которая проживает в Пензе. Дмитрий Пчелинцев отказался от признания вины и заявил о пытках в ходе опроса, сделанного адвокатом Олегом Зайцевым 6.02.2018. Но после привлечения внимания СМИ к пыткам в отношении Пчелинцева и публикации анонса пресс-конференции в Москве с участием адвоката Зайцева пытки возобновились, и Пчелинцев отказался от своих заявлений.
  5. Илья Шакурский был задержан в Пензе 19 октября 2017 г. и доставлен на допрос к сотрудникам ФСБ. В ходе этого допроса сотрудники наносили удары по затылку и спине Шакурского, а также произносили многочисленные угрозы – от изнасилования до пожизненного срока за организацию террористического сообщества. Позднее допросы продолжились в СИЗО, и в ходе одного из них Шакурский был подвергнут пытками электрическим током. В ходе этого допроса Шакурскому угрожали продолжением насилия в случае, если у него появятся новые адвокаты или придут правозащитники. Шакурский сообщил о пытках в ходе адвокатского опроса, проведенного адвокатом Анатолием Вахтеровым 12.02.2018. Однако после того, как 16.02.2018 возобновились избиения Шакурского сотрудниками ФСБ в СИЗО г. Пензы, обвиняемый подтвердил ранее данные показания о своей виновности и отказался от заявления о применении пыток.
  6. Василий Куксов также был задержан в Пензе 19 октября 2017 г. О применявшемся к нему насилии известно из адвокатского опроса Ильи Шакурского и сообщений жены Куксова Елены. По словам Шакурского, он видел Куксова с окровавленным лицом на допросах сотрудников ФСБ. Жена Куксова Елена видела его, когда задержанного привезли домой для обыска: его одежда была порвана и испачкана в крови, а лоб и нос разбиты.
  7. Егор Зорин был задержан в Пензе 17 или 18 октября 2017 г., более суток его друзья и родственники не знали о его местонахождении. Зорин был помещен под арест в СИЗО Пензы, но в декабре 2017 г. переведен под домашний арест.
  8. Арман Сагынбаев и Андрей Чернов были задержаны в начале ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге и Москве соответственно. По словам адвокатов, Сагынбаев и Чернов признают вину и дают показания на других членов предполагаемого террористического сообщества. Есть все основания полагать, что эти показания также были даны под пытками. Находящийся в СИЗО Пензы Арман Сагынбаев написал заявление об отказе от любых "посторонних" контактов, в том числе, с правозащитниками и членами ОНК. По заявлению Дмитрия Пчелинцева, в процессе транспортировки на следственные действия он оказался в одном автозаке с Сагынбаевым, и в ходе их разговора Сагынбаев сообщил Пчелинцеву о применении к нему пыток.

[1] «Ты пойми, офицеры ФСБ всегда добиваются своих целей!». Антифашист Виктор Филинков рассказывает о первых сутках после задержанияМедиазона, 21 февраля 2018, https://zona.media/article/2018/02/21/filin.
Заключение рабочей группы ОНК по обращениям о пытках в УФСБ РФ по СПб и ЛО, сайт Общественной наблюдательной комиссии по Санкт-Петербургу, 4 февраля 2018, http://onkspb.ru/posts/32-zaklyuchenie-rabochei-gruppy-onk-po-obrascheni....
«Трогал мне на шее пульс и контролировал мое состояние». Арестованные в Пензе антифашисты рассказали о пытках током в подвале СИЗО. Медиазона, 9 февраля 2018, https://zona.media/article/2018/02/09/penza-tortures.

Russia: wave of violence against civic activists must be stopped

Страна: