Russian English

Поддержите Александра Сокурова в его просьбе о милосердии

Зоя Светова

Зоя Светова  — журналист, правозащитник, лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека, бывший член ОНК Москвы

Второго декабря на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку кинорежиссер Александр Сокуров попросил президента Владимира Путина об освобождении украинского кинорежиссера Олега Сенцова. «Милосердие выше справедливости», — напомнил христианин Сокуров христианину Владимиру Путину фразу, сказанную кем-то из отцов Церкви.

Сокуров: «У меня есть сердечная просьба к Вам, Владимир Владимирович, как у гражданина России, как у режиссера. Давайте решим проблему Олега Сенцова. 20 лет, украинский режиссер, 20 лет лагерей, в северном лагере сидит парень. Мне стыдно, что мы до сих пор не можем решить эту проблему. Умоляю Вас, найдите решение этой проблемы. Это невозможно. Режиссер, он должен со мной сражаться на кинофестивалях, если у него другая, в том числе политическая точка зрения, но не сидя в нашей арктической практически, на севере, тюрьме. Обидно и горько, что я вынужден об этом говорить».

Путин: «По поводу Сенцова. Мы должны исходить из того, что мы живем в правовом государстве, и вопросы такого рода, конечно, должны решаться судебной системой. Что касается его творчества, то он осужден не за творчество, а за то, что он взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности».

Сокуров: «Владимир Владимирович, по‑русски, по‑христиански милосердие выше справедливости. Умоляю Вас. Милосердие выше справедливости. Пожалуйста».

Путин: «По‑русски и по‑христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда. Решение суда состоялось. Да, есть определенные правила и нормы, которыми можем воспользоваться, но для этого нужно, чтобы созрели соответствующие условия».

Важная деталь: Путин задумался. Он не отказал Сокурову, а в привычной своей манере забюрократизировал проблему, напомнив о судебной системе и «соответствующих условиях».

В интервью «Новой газете» Александр Сокуров говорит, что его просьбу о милосердии никто из членов Совета по культуре не поддержал. Потом его многие упрекали, зачем он потревожил Путина, почему не обратился в комиссию по помилованию

На эти упреки Сокуров отвечает: «Я — гражданин Российской Федерации, и Владимир Путин — гражданин Российской Федерации. Поэтому ничего странного в своем публичном обращении к президенту я не вижу».

Справедливости ради: Сокуров — не единственный человек от культуры , который просил об освобождении Олега Сенцова. Андрей Звягинцев, Владимир Котт, Владимир Мирзоев, Алексей Герман-младший, Павел Бардин, Алексей Федорченко и Аскольд Куров писали письма в его защиту. Но только Сокурову удалось донести свою просьбу напрямую до президента.

Отвечая Сокурову, Путин сказал, что Сенцов фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности. Это неправда. Президента неправильно проинформировали. В приговоре нет никаких доказательств, что Сенцов когда-либо планировал какие-либо теракты. Кроме показаний Алексея Чирния, данных под страшными пытками, в деле против Сенцова ничего нет. Известно, что второй свидетель обвинения Геннадий Афанасьев, который при задержании под пытками оговорил режиссера, на суде от своих слов отказался.

Владимир Путин объяснил Сокурову, что для освобождения Сенцова должны «созреть соответствующие условия». Какие?

Какие «соответствующие условия» созрели, когда Путин помиловал Надежду Савченко? А ведь ее осудили за убийство двух российских журналистов. За убийство, которого она не совершала.

«Созрели условия», и Путин помиловал Геннадия Афанасьева, осужденного за теракты, которые, по версии следствия, он готовил вместе с Сенцовым. Но этих терактов не было, они — плод воображения следователей.

«Созрели условия», и Путин помиловал 73-летнего Юрия Солошенко, осужденного за шпионаж в пользу Украины. И этот шпионаж — тоже плод воображения следователей.

Для освобождения Олега Сенцова, так же, как и для освобождения украинцев Александра Кольченко, Валентина Выговского, Николая Карпюка, Станислава Клыка, уже давно созрели условия. Эти украинские граждане попросили Минюст России и Минюст Украины, чтобы их этапировали отбывать наказание в Украину.

И президента Путина надо просить о том, чтобы исполнялся закон. То, что Олег Сенцов — гражданин Украины, написано в его приговоре. Его украинское гражданство подтвердила Элла Памфилова в своем докладе Уполномоченного по правам человека за 2015 год. По закону, для его этапирования в Украину нет никаких препятствий, кроме воли Минюста России.

Хочется верить, что в многомиллионной России не только Александр Сокуров — христианин, который помнит про милосердие.

Я обращаюсь к людям культуры, тем, кто поддержал присоединение Крыма к России, и к тем, кто не поддержал. Я общаюсь к людям культуры, которым в ближайшее время президент Владимир Путин будет вручать государственные премии.

Прошу вас, найдите в себе смелость и поддержите Александра Сокурова в его просьбе о милосердии!

Это будет правильно. По-христиански.

Источник: Открытая Россия, 7.12.2016