Russian English

Как Россия пытается скрыть нарушения прав человека в Крыму

Ольга Скрипник

О списке нежелательных организаций в России, правовой справедливости судов РФ, а также урегулировании межгосударственных споров на международном уровне в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире СК говорит правозащитник, координатор Крымской полевой миссии в Украине Ольга Скрипник.

Председатель ЛДПР Владимир Жириновский поддержал создание так называемого патриотического топ-листа. Это перечень некоммерческих организаций, которые, по его мнению, наносят ущерб России. В предварительный список попала и Крымская полевая миссия по правам человека. Как Вы считаете, почему Вашу организацию внесли в данный список?

Это говорит о признании, результативности деятельности. Мы публикуем правдивую информацию о нарушениях прав человека в Крыму. Естественно, что режим РФ не устраивает такое положение вещей. Они привыкли к тому, что правду надо скрывать и искажать. Наша деятельность их не устраивает. Они хотят показывать по Крыму красивую картинку, но она не получается. Более того, тема прав человека интересует все международные органы. Стандартная практика РФ заключается в том, что они убирают всех, кто с ними не согласен. И начинается все с таких заявлений Жириновского. Понятно, что никто к ним серьезно не относится. Однако, если проанализировать последние действия России, то видим, что очень часто бредовые идеи Жириновского в последствии реализуются на практике. Часть  из организаций, которые внесены в этот список, мы абсолютно не знаем. Наверное, в этом есть внутренняя логика Жириновского. Во-первых, там есть американские организации. Это понятно, потому что США – главный враг России. Остальные организации, возможно, выступали за какие-то идеи национального возрождения или защиту определенных народов. Есть организации, которые защищают права определенного этноса, что не устраивает Российскую Федерацию, так как они строят «русский мир». Непонятно, почему мы туда попали. У нас нет американского финансирования, если они хотели подвести к этому. Мы просто публикуем ту информацию, которая не устраивает нынешний режим. В первую очередь, это отразится на наших российских коллегах, которые являются участниками Крымской полевой миссии.

Какой статус имеет Ваша организация?

Крымская полевая миссия не имеет юридического статуса. Мы не являемся правительственной организацией. Мы являемся международной коалицией, так как туда входят правозащитники из разных стран. В основном, это Украина, Россия, иногда – Белоруссия. Мы – это индивидуальные правозащитники. Мы не имеем никакого юридического статуса. В этом списке такая трактовка, что они могут внести туда абсолютно любую организацию, даже не имеющую юридического статуса. Международное право говорит о том, что свобода собраний и ассоциаций существует, независимо от юридического статуса. Поэтому Россия может сослаться на данный факт. Когда ты попадаешь в этот список, происходит суд, после которого наступают последствия для тех людей, которые относятся к этой организации, а также для тех, кто с ней сотрудничает. Это может быть штраф или лишение свободы. Изменения в данный закон имеют очень обширное толкование, что позволяет избирательно применять закон.

Проходил ли этот законопроект юридическую экспертизу?

Существует Венецианская комиссия, которая является экспертным органом. Чтоб пройти Венецианскую комиссию, необходимо, чтобы эту проверку инициировал кто-либо от государства. Я сомневаюсь, что правительство РФ инициирует подобную проверку. После того, как РФ не явилась на ПАСЕ, то не думаю, что она будет обращаться к европейским органам. Также экспертизой является Конституционный суд. Он должен следить за тем, чтобы законы соответствовали Конституции. Но не известно, есть ли справедливость в данном суде. Не обслуживает ли он интересы сегодняшнего режима?

Я так понимаю, что с этим могут что-то сделать только Ваши коллеги – российские правозащитники. Возможно ли подать в суд на отмену данного закона?

Если индивидуально человеку нанесли ущерб этим законом, то он может обратиться в Европейский суд по правам человека. Это так называемая индивидуальная жалоба. Есть другой путь. Определенные международные структуры – ООН, Совет Европы, Евросоюз – могут давить на Россию. Кстати, в последней резолюции ПАСЕ, которая была принята в июне, был пункт, который касался полномочий Российской Федерации в Совете Европы. Они говорят там о том, что данный закон о нежелательных организациях является опасным, требуют его отменить. Возможно, давление международных структур каким-то образом сможет повлиять на ситуацию. Но это возможно только в том случае, если Россия еще настроена хоть на какой-то диалог, а также еще считает, что каким-то образом зависит от Европы. В противном случае я не думаю, что это давление в ближайшее время может на нее серьезно повлиять.

В Верховной Раде Украины выступил Президент Европарламента Мартин Шульц. Он заявил о том, что с Российской Федерацией необходимо договариваться. Хочет ли договариваться сама Российская Федерация?

В Совете Европы тоже приняли решение о том, чтобы полностью не ликвидировать полномочия Российской Федерации. Ее оставили без права голоса, но она, например, имеет право посещать сессии. Она не явилась на эти сессии. Однако там тоже было сказано о том, что надо оставить открытые двери для диалога с Россией. Европейские структуры привыкли действовать в диалоге, они всегда ищут какую-то дипломатическую площадку для переговоров. Проблема в том, что в последние два года Россия не настроена на диалоги.

Российское Общество защиты прав потребителей собирается подать в суд на Российскую Федерацию. Их сайт закрыли по требованию Роскомнадзора, так как они разместили памятку для россиян, которые едут на оккупированную территорию Крыма. Там шла речь о том, что они не могут делать на полуострове, что они вынуждены въезжать туда через украинскую территорию. Также они рекомендовали ничего не покупать из недвижимости в Крыму, потому что это противозаконно. На Ваш взгляд, есть ли какие-то перспективы в этом судебном процессе?

С точки зрения юридического подхода, тут есть некий плюс, потому что люди пытаются правовым способ показать несправедливость и незаконность решения самой же Российской Федерации. В Советском Союзе правозащитное движение зарождалось на том, что они начали требовать выполнения норм самой же Конституции СССР. То, что произошло в Крыму, нарушает законодательство Российской Федерации. Это они и пытаются доказать.

Есть ли какой-то правовой механизм урегулирования споров между государствами на примере Украины и России?

Урегулирование споров возможно, если есть некая договоренность между двумя государствами. В данном случае позиция Украины является однозначной. Но есть и высшая по уровню позиция – это Резолюция ООН, в которой четко было заявлено о территориальной целостности Украины. Поэтому наше государство не может никаким образом поменять эту границу, потому что нарушит этим как свои законы, так и Резолюцию ООН. Есть международные суды, ведь есть межгосударственные жалобы. В этом случае лучше проводить разговор с Министерством юстиции, потому что у них есть отдел, который этим занимается. Насколько я знаю, со стороны Украины уже была подана международная жалоба. Также есть возможность создания отдельных трибуналов. Когда в Украине были наши американские коллеги, то они говорили о необходимости создания отдельного Международного суда по Крыму. Сама Украина на сегодня использовала не все существующие инструменты. Многие из них запускаются по инициативе пострадавшей стороны. Необходимо, чтобы Украина инициировала эти механизмы.

Источник: Соціальна Країна, 6.07.2015